Значение словосочетания раскрытые окна
Значение словосочетания раскрытые окна

Значение словосочетания раскрытые окна

Значение словосочетания «раскрытые окна»

Значение слова «раскрытый&raquo

РАСКРЫ́ТЫЙ , —ая, —ое; —кры́т, -а, -о. 1. прич. страд. прош. от раскрыть. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «окно&raquo

ОКНО́ , -а́, мн. о́кна, о́кон, о́кнам, ср. 1. Отверстие в стене здания для света и воздуха, а также застекленная рама, закрывающая это отверстие. Комната в три окна. Открыть окно. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: связка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «окно&raquo

Синонимы к словосочетанию «раскрытые окна&raquo

Предложения со словосочетанием «раскрытые окна&raquo

  • Он обыкновенно лежал на подоконнике раскрытого окна в позе спящего льва.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «раскрытые окна»

  • Где-то, как немазаное колесо, клекочет аист, в раскрытые окна из гостиной несутся звуки фортепиано.

Сочетаемость слова «раскрытый&raquo

Сочетаемость слова «окно&raquo

  • большие окна
    открытое окно
    огромные окна
  • окна домов
    окно комнаты
    окна квартиры
  • в сторону окна
    на фоне окна
    створка окна
  • окна светятся
    окно распахнулось
    окно открылось
  • смотреть в окно
    подойти к окну
    стоять у окон
  • (полная таблица сочетаемости)

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «раскрытый»
  • Как правильно пишется слово «окно»
  • Разбор по составу слова «раскрытый» (морфемный разбор)
  • Разбор по составу слова «окно» (морфемный разбор)
  • Перевод словосочетания «раскрытые окна» и примеры предложений (английский язык)

Значение слова «раскрытый&raquo

РАСКРЫ́ТЫЙ , —ая, —ое; —кры́т, -а, -о. 1. прич. страд. прош. от раскрыть.

Значение слова «окно&raquo

ОКНО́ , -а́, мн. о́кна, о́кон, о́кнам, ср. 1. Отверстие в стене здания для света и воздуха, а также застекленная рама, закрывающая это отверстие. Комната в три окна. Открыть окно.

Предложения со словосочетанием «раскрытые окна&raquo

Он обыкновенно лежал на подоконнике раскрытого окна в позе спящего льва.

Но тут в раскрытое окно влетело ещё два кома зелёной грязи и прихлопнуло обеих девушек к стене.

Кресло взмыло в воздух, перемахнуло через крышу и зависло перед большим, широко раскрытым окном, а затем влетело в комнату.

Синонимы к словосочетанию «раскрытые окна&raquo

  • открытые окна
  • распахнутые окна
  • приоткрытое окно
  • полуоткрытое окно
  • створка окна
  • (ещё синонимы. )

Ассоциации к слову «окно&raquo

  • шторы
  • стекло
  • стеклянный
  • занавески
  • портьера
  • (ещё ассоциации. )

Сочетаемость слова «раскрытый&raquo

  • в раскрытое окно
  • раскрытая книга
  • раскрытая ладонь правой руки
  • (полная таблица сочетаемости. )

Сочетаемость слова «окно&raquo

  • большие окна
  • окна домов
  • в сторону окна
  • окна светятся
  • смотреть в окно
  • (полная таблица сочетаемости. )

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Раскрыты окна определить смысловое отношение

В статье рассказывается о том, как вести работу по подготовке к выполнению задания 27 ЕГЭ по русскому языку. Представлены памятки, речевые клише, подробно разобраны критерии оценивания сочинения, а также представлен образец работы по тексту В. Каверина из сборника И.П. Цыбулько.

Автор: Субботина Л.В.

Хорошо писать – это не только хорошо передавать, но и в то же время хорошо мыслить и хорошо чувствовать.

Жан-Луи Бюффон

Одним из самых трудных заданий ЕГЭ по русскому языку является сочинение-рассуждение (задание 27).

Всегда возникает вопрос, с чего начать работу по подготовке учащихся? Я думаю, прежде всего учащиеся должны хорошо представлять, что от них требуется.

Сначала внимательно читаем задание 27. Нужно написать сочинение по прочитанному тексту, при этом сформулировать одну из проблем, поставленных автором, затем ее прокомментировать, включив в свой комментарий два примера-иллюстрации, важные для понимания этой проблемы, дать пояснение к каждому примеру-иллюстрации, указать смысловую связь между ними, проанализировав ее, сформулировать позицию автора, выразить свое отношение к ней по проблеме исходного текста. Затем следует заострить внимание на критериях оценивания, тем более, что в 2021 году произошли незначительные изменения в критерии К2. Помимо того что учащиеся должны включить в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, дать пояснение к каждому, указать смысловую связь между ними, еще необходимо проанализировать эту смысловую часть. Исходя из этого, изменилось количество баллов по критерию К2: если в 2020 году высший балл был 5, то в 2021 году – 6 (т.е. добавился балл за анализ смысловой части).

Согласитесь, выполнить это задание без специальной подготовки непросто. И чем раньше вы начнете работу над написанием сочинения- рассуждения, тем лучше.

Поэтому работа с текстом на уроках русского языка должна быть основной и вести ее надо, начиная с 5 класса, так как содержание нового федерального государственного образовательного стандарта ориентировано не только на обучение орфографии и пунктуации, но и на формирование языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций. К сожалению, анализ результатов ЕГЭ по русскому языку показывает, что более 80% выпускников достигают базового уровня подготовки, соответствующего требованиям «Обязательного минимума содержания основного общего образования по русскому языку». Вместе с тем экзамен выявляет отсутствие практических умений, связанных с созданием собственного речевого высказывания, для чего требуется понять прочитанный текст, а затем ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, уместно используя разнообразные языковые средства.

Исходя из опыта своей работы, первое, на что обращаю внимание, это алгоритм написания сочинения:

— внимательно прочитайте текст (обратите внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора);

— определите тип текста (художественный или публицистический);

— сформулируйте проблему и позицию автора;

— продумайте комментарий (следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора);

— подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста;

— определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие);

— подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора);

— продумайте композицию сочинения: введение, заключение, микровыводы и связки между частями;

— продумайте вступление и заключение;

— проверьте правильность деления на абзацы (рекомендуется каждую смысловую часть и каждый аргумент выделить в отдельный абзац);

— помните: в сочинении должно быть не менее трех абзацев.

Очень часто при написании сочинения-рассуждения учащиеся нарушают его смысловую последовательность. Чтобы избежать подобной ошибки, предлагаю еще одну Памятку «Композиция сочинения».

  1. Проблема (берем одну проблему!).
  2. Комментарий (2 примера-иллюстрации из данного текста, пояснение значения каждого из примеров, указание связи между примерами, анализ смысловой части).
  3. Позиция автора.
  4. Свое отношение к позиции автора.
  5. Аргументация (обоснование) собственного мнения.
  6. Вывод.

Теперь нужно помочь детям разобраться в этих терминах.

Что такое проблема? (критерий К1). Поясняю: это вопрос, над которым размышляет автор. Как ее сформулировать? Даю несколько вариантов речевых клише:

— в виде вопроса, после которого делается отсылка к исходному тексту (как, зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.);

— сочетание слова проблема с именем существительным, употреблённом в родительном падеже: проблема (чего?).

1) В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (чего?)

2) Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?)

3) В тексте (автор) поднимается проблема (чего?)

Затем нужно дать комментарий к данной проблеме (К2). Что же такое комментарий? Это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста.

Работая по этому критерию, важно разграничить стиль текста. В основном, на экзаменах предлагают текст публицистического или художественного стилей. Конечно, проблему текста публицистического стиля легко определить, она как бы лежит на поверхности, да и прокомментировать ее несложно. А вот с текстом художественного стиля возникают трудности. Исходя из этого, важно научить учащихся правильно определять стиль текста, так как для комментария каждого стиля существуют свои речевые клише.

Публицистический текст

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

Писатель не случайно приводит слова (кого) (цитата)…

Автор разделяет мнение (кого)…

Публицист спорит (с кем)…

Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

Особого внимания заслуживает мнение автора о…

Художественный текст

Читайте также:  Горки Город в Красной поляне возможности зимнего отдыха плюсы и минусы горнолыжного курорта

(Если повествование ведётся от первого лица (я), слово «автор» заменяем на слово «рассказчик»).

В центре внимания автора случай…

Писатель изображает (кого — что)…

Герой говорит (цитата) …

Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя.

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

Симпатии автора на стороне героя, который…

Учащиеся должны понимать, что необходимо представить два примера- иллюстрации из текста, причем разных, дать пояснение к каждому из них.

Схематически это выглядит так:

  1. 1-й пример-иллюстрация.
  2. Пояснение примера.
  3. 2-й пример-иллюстрация.
  4. Пояснение примера.

Разберемся, что такое пример-иллюстрация. Это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.

Следует отметить, что пояснения для текста публицистического и художественного стилей также отличаются. Поэтому необходимо дать речевые клише к каждому из них.

Пояснение примера

Публицистический текст

Писатель хочет сказать, что…

Этот пример показывает, что…

Смысл этого высказывания в том, что…

Эти слова убедительно доказывают, что…

Я думаю, этим примером автор хотел показать…

Приведённые слова содержат глубокий смысл…

Художественный текст

Автор не случайно обращает наше внимание на…

Поступок героя показывает, что…

Слова (мысли) героя позволяют понять….

Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

Эти события автор описывает, чтобы…

Критерий К2, как показал опыт работы, является для учащихся одним из самых трудных, особенно возникают трудности при определении смысловой части между примерами-иллюстрациями и её анализе. Как это сделать, достаточно понятно разъясняет А.Г. Нарушевич, автор учебных пособий по русскому языку: «Указать смысловую связь между примерами означает её назвать: «автор противопоставляет…», «писатель сравнивает…», «публицист объясняет…. Проанализировать связь между примерами-иллюстрациями означает раскрыть сущность этих смысловых отношений: в чем смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются в сравнении…». В этом учащимся поможет еще одна Памятка.

Связь между примерами-иллюстрациями

Клише анализа связи

Противопоставляя эти примеры (поступки героев и т. п.), автор хочет подчеркнуть…

С помощью противопоставления автор показывает разные стороны… Благодаря антитезе мы видим различные точки зрения на…, что делает рассуждение более объективным и убедительным.

Сравнивая этих героев, мы видим… Благодаря сравнению писатель выделяет лучшие стороны… Сопоставляя различные точки зрения на интересующий его вопрос, автор показывает… Сопоставление этих примеров позволяет автору показать сложность (неоднозначность) ситуации…

Приведенные примеры показывают причины и следствия поступков героя…

Анализируя эти примеры, мы понимаем причину изображенных событий…

Таким образом, эти примеры позволяют понять, почему…

Несмотря на то, что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.

Далее переходим к критерию К3 – определение позиции автора. Учащиеся должны понять, что позиция – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. И опять очень важно разграничивать тексты публицистического и художественного стилей.

Публицистический текст

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении (цитата)

Автор убеждён (цитата)

Автор текста, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего)…

Автор подводит читателя к выводу о том, что…

Художественный текст

Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателей к мысли о том, что…

Позиция рассказчика относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста.

Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит (цитата)

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, рассказчик…

Критерий К4 – отношение к позиции автора + обоснование. Здесь можно использовать следующие речевые клише:

Для выражения своего мнения:

1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения на проблему…

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему…., что и автор

3) Я согласен (не согласен) с автором в том, что…

4) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что…

5) Мне близка позиция автора тем, что…

Для аргументации собственной позиции:

1) Как часто приходится сталкиваться с …

2) Разве не стали обычными (нормами жизни) такие явления, как…?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как…

Текст для работы

(1) Накануне вечером комиссар вызвал Корнева и Тумика в свою каюту и заговорил об этой батарее, дальнобойной, которая обстреливала передний край и глубину и которая всем давно надоела.

— (2) Мы несём от неё немалые потери, — сказал он, — и, кроме того, она мешает одной задуманной операции. (3) Нужно эту батарею уничтожить.

(4) Потом он спросил, что они думают о самопожертвовании, потому что иначе её нельзя уничтожить. (5) Он спросил не сразу, а начал с подвига двадцати восьми панфиловцев, которые отдали за Отчизну свои молодые жизни. (6) Теперь этот вопрос стоит перед ними — Корневым и Тумиком — как лучшими разведчиками, награждёнными орденами и медалями.

(7) Тумик первый сказал, что согласен. (8) Корнев тоже согласился, и решено было высадиться на берег в девять часов утра. (9) По ночам немцы пускали ракеты, хотя стоял декабрь и днём было так же темно, как и ночью.

(10) Времени вдруг оказалось много, и можно было полежать и подумать, тем более что это, наверно, уже в последний раз, а больше, пожалуй, не придётся.

(11) Тумик воевал уже полтора года и дважды был ранен. (12) Он участвовал в захвате знаменитой сопки «Колпак», когда восемьдесят моряков семь часов держались против двух батальонов, и боезапас кончился, и моряки стали отбиваться камнями. (13) Как вчера, он видел перед собой маленький дом, крыльцо с провалившейся ступенькой и отца в саду — коротко стриженного, седого, с худым носом и ещё такого стройного, ловкого, когда он быстро шёл навстречу гостям, опираясь на трость, в своей кубанке набекрень и со своими тремя орденами. (14) Когда началась война, он прислал Тумику письмо: «Воюй и за себя, и за меня». (15) Тут Тумик вспомнил всю свою жизнь, самое главное, самое интересное в жизни. (16) Отец — это был родной дом, детство и школа, девушка Шура — это была любовь, а Миша Рубин — друг, который всегда говорил, что, может быть, и есть на свете любовь, но верно то, что на свете есть настоящая дружба навеки.

(17) Они были с ним всю войну — отец, та девушка и Миша — и были теперь, когда он лежал на своей койке под иллюминатором и слышно было, как волна, плеща, набегает на борт. (18) Это была его Отчизна! (19) И вдруг всё стало так ясно для него, что он даже присел на койке, обхватив руками колени.

— (20) Недаром же я жил на земле, — сказал он себе.

(21) Он видел, как при свете огарка Корнев пишет письмо, и ему хотелось сказать Корневу, что нет для них смерти и что для них пришла эта торжественная, последняя ночь, когда замер весь свет и только под лёгким ветром волна, плеща, набегает на борт. (22) Но он ничего не сказал. (23) У Корнева были жена и маленький сын. (24) Он писал им, и кто знает, о чём он думал сейчас, хмуря крупные чёрные брови… (25) Утром они с первого взгляда поняли, что нельзя заложить тол и уйти: батарея работала, и кругом было слишком много народу. (26) Можно было только сделать, как сказал комиссар: подорвать её и самим подорваться. (27) И это было легко: неподалёку от батареи штабелями лежали снаряды. (28) Они стали тянуть жребий, потому что достаточно было подорваться одному, а другой мог вернуться к своим. (29) Они условились: вернётся тот, кто вытащит целую спичку. (30) И Тумик взял в обе руки две целые спички и сказал шёпотом:

(31) У Корнева были жена и маленький сын…

Читайте также:  Расстояние от пола до окна один метр

(32) Они обнялись, поцеловались. (33) На прощание Тумик отдал Корневу свою фотографию, где был снят с автоматом, лёжа, прицеливаясь, — ребята говорили, что вышел отлично. (34) И Корнев ушёл. (35) Он был метрах в сорока от батареи, когда раздался взрыв и пламя метнулось до самого неба, осветив пустынный край — снег и тёмные ущелья между скал, диких скал Отчизны…

(По В. А. Каверину*)

* Вениамин Александрович Каверин (1902–1989) — русский советский писатель, драматург и сценарист, автор приключенческого романа «Два капитана».

Пример сочинения по тексту В.А. Каверина (И.П. Цыбулько)

К1 Формулировка проблемы. В.А. Каверин – русский советский писатель, драматург – поднимает в своем тексте проблему самопожертвования во имя спасения своего товарища, своей Родины.

К2. Автор раскрывает эту проблему на одном эпизоде Великой Отечественной войны.

1 пример-иллюстрация. Комиссар посылает разведчиков Тумика и Корнева уничтожить батарею противника, понимая, что они идут на верную гибель, и не скрывает этого от них. Перед выполнением опасного задания оба бойца вспоминают дорогих для них людей. Тумик – отца, повторяя его слова: «Воюй за себя и за меня». А Корнев пишет письмо родным (у него «были жена и маленький сын»).

Пояснение. Мы видим: в решающий момент солдаты готовы отдать свои жизни во имя Родины.

2 пример- иллюстрация. Далее Каверин заостряет наше внимание на том, что один из них может спастись – ведь взорвать батарею фашистов может и один человек, но при этом он сам погибнет. И тогда Тумик, понимая, что его товарища ждут жена и маленький сын, заведомо приносит себя в жертву. Когда они тянут жребий, Тумик зажимает в ладони две целые спички. Корнеев, вытащив любую из них, останется жить.

Пояснение. Понятно, что Тумик жертвует собой, спасая жизнь товарища. Так может поступить только добрый, гуманный человек.

Смысловая связь. Оба фрагмента текста тесно связаны между собой. Они, дополняя друг друга, играют большую роль для пояснения проблемы самопожертвования.

К3 Позиция. Писатель убеждает нас в том, что самопожертвование было присуще многим советским бойцам в тяжелые годы военного лихолетья.

К 4. Отношение к позиции автора + обоснование

Трудно не согласиться с автором: немало советских людей в годы Великой Отечественной войны жертвовали собой ради ближнего, как герой данного рассказа Тумик. Достаточно вспомнить подвиг Александра Матросова, закрывшего собой амбразуру вражеского дзота, тем самым спасшего жизнь сотням солдат, или героя рассказа В. Быкова «Сотников». Партизан Сотников, оказавшись в плену у фашистов, сразу сделал свой нравственный выбор: никого не предавать, спасти партизанский отряд, пусть и ценой своей собственной жизни.

Вывод. Таких примеров можно привести очень много. Но совершенно ясно одно: в годы войны подвиги люди совершали во имя спасения родных и близких, во имя своего Отечества.

Источник



Вданных предложениях необходимо расставить знаки препинания, определить смысловые отношения и составить схемы: 1. в комнате были открыты все окна с правой стороны и все-таки было душно. 2. иль чума меня подцепит иль мороз окостенит иль мне в лоб шлагбаум влетит непроворный инвалид. 3. лед на реке тоже истончился и посинел а местами уже и тронулся так что идти на лыжах было опасно. 4. макар и не заметил раньше что на равнине как будто стало светать. 5. мое изумление еще больше увеличилось коновалов также удивленным. 6. на образ взглянешь свят не станешь. 7. наносили столько воды что бабушка даже руками всплеснула.

Ответ

Ответы

Ответ

Ответ

Ответ

1. В комнате были открыты все окна с правой стороны, и все-таки было душно.
[═ —], и [ ═ ].
Сложносочиненное предложение: 2 простых предложения в составе сложного связывает сочинительной связью одиночный соединительный союз И.

2. Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид.
Иль [— ═], иль [— ═ ], иль [═ —].
Сложносочиненное предложение: 3 простых предложения в составе сложного связывает сочинительной связью повтрояющийся разделительный союз ИЛЬ…ИЛЬ.

3. Лед на реке тоже истончился и посинел, а местами уже и тронулся, так что идти на лыжах было опасно.
[— ═, а ═], (так что — ═).
Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия (союз ТАК ЧТО).

4. Макар и не заметил раньше, что на равнине как будто стало светать.
[— ═], (что ═).
Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным (союз ЧТО).

5. Мое изумление еще больше увеличилось, Коновалов также казался очень удивленным.
[═ —], [— также ═ ].

Сложносочиненное предложение: 2 простых предложения в составе сложного связывает сочинительной связью соединительный союз ТАКЖЕ.

6. На образ взглянешь – свят не станешь.
[ ═ ] – [ ═ ].
Сложное бессоюзное предложение
(в первом предложении есть значение условия,
перед ним можно вставить союз ЕСЛИ, поэтому тире).

7. Ребята наносили столько воды, что бабушка даже руками всплеснула.
[— ═], (что — ═).
Сложноподчиненное предложение с придаточным меры и степени (союз ЧТО).

Источник

Сложносочиненное предложение (ССП) — сочинительная связь, примеры.

Содержание:

  • 1 Сложносочиненные предложения (ССП)
  • 2 Отношения между частями сложносочиненного предложения (ССП)
    • 2.1 Соединительные отношения в ССП
    • 2.2 Примеры ССП с соединительными отношениями между частями.
    • 2.3 Разделительные отношения в ССП
    • 2.4 Примеры ССП с разделительными отношениями между частями
    • 2.5 Противительные отношения В ССП
    • 2.6 Примеры ССП с противительными отношениями

↑ Сложносочиненные предложения (ССП)

Части сложносочиненного предложения образуют смысловое, структурное и интонационное целое.

Признаки ССП:

  • самостоятельность частей сложного предложения
  • наличие сочинительных союзов, которые выступают как основное средство связи между частями сложного предложения и занимают закрепленную позицию между ними
  • интонация (противопоставления, перечисления и др.)

Сочинительные союзы, за крайне редкими исключениями (прежде всего это союз же), стоят между частями сложного предложения, не входя в их состав. Соответственно, при инверсии (нарушении порядка) частей союзы или их части остаются на своем месте.

Значения союзов в ССП:

  • соединительные союзы указывают на то, что ситуации происходили, происходят или будут происходить.: Раскрыты окна. Веет теплый ветер, и лёгкий пар клубится у реки, / И шумно солнцу радуются дети, / И думают о жизни старики (М. Исаковский);
  • противительные союзы обозначаются сопоставление ситуаций или указывают на несоответствия: Арбузом спелым пахнут зори, а день антоновкой пропах (Н. Рыленков); Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят (Ф. Тютчев);
  • разделительные союзы указывают на то, что возможно каждое из описываемых событий: Милый край! То снимет шапку ёлка, то берёзка рукавом тряхнёт;
  • пояснительные союзы указывают на сходство соотнесённых ситуаций: Николай был одет по-дорожному, то есть штаны были всунуты в сапоги (Л. Толстой);
  • присоединительные союзы подчёркивают добавочный или второстепенный характер информации, заключённой во второй части: У него было много книг, и все такие дорогие, редкие книги (Ф. Достоевский).

↑ Отношения между частями сложносочиненного предложения (ССП)

↑ Соединительные отношения в ССП

Пример:
Все влюблены, и все крылаты, / И все поют стихи Булата / На этом береге туманном (Ю. М.).

Одновременность событий отражена в сложносочиненном предложении с помощью глаголов несовершенного вида либо нулевых глаголов-связок в составном именном сказуемом, как в приведенном примере. Это же значение может относиться и к передаче состояний, признаков, осуществляемой словами категории состояния: И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. (Л.).

Последовательность действий выражается с помощью глаголов совершенного вида: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Л.).

Средства связи в ССП с соединительными отношениями: сочинительные союзы: и, да=и, повторяющиеся и…и, ни…ни, тоже, также.

Одиночный или повторяющийся союз и — самый частотный при передаче перечисления (Всё слышатся жалобные звуки, и не разберешь,
ставня ли это ноет на своих ржавых петлях, или летят журавли…
). Типично употребление предложений с этим союзом в повествовательных и описательных контекстах художественной речи, когда создается картина окружающего мира, передаются ощущения автора или персонажа.

Союз и часто используется для соединения предложений, фиксирующих быструю смену событий. (Были блистательные бодрые дни на
футбольном поле, запах земли и травы, волнение важного состязания; и вот вырывается и близится знаменитый форвард противника, и ведёт новый жёлтый мяч, и вот бьет с пушечной силой ‒ и жужжит в пальцах огонь от отклонённого удара (Наб.).

Читайте также:  Какие составы используются для покраски потолка

Союз да в значении и носит разговорный характер: Ты завтра с отцом к ней поедешь, да приласкайся хорошенько: ты моложе ее (Л. Т.).

Союз ни… ни используется, чтобы показать взаимное исключение перечисляемых сообщений: Ни солнца мне не виден свет, / Ни для корней моих простору нет, / Ни ветеркам вокруг меня свободы (Кр.).

Союзы тоже и также привносят в предложение оттенок сопоставления и присоединения; кроме того, они могут располагаться не между

частями предложения, а внутри них, после слов, которые вступают в сопоставление с первой частью, ‒ или перед ними в случае инверсии: Снегу было мало, снежных буранов тоже (Акс.); Живущих в этой местности помещиков было очень мало; очень мало было также дворовых
и грамотных (Л. Т.).

↑ Примеры ССП с соединительными отношениями между частями.

  • Прозрачный лес один чернеет, / И ель сквозь иней зеленеет, / И речка подо льдом блестит (А. Пушкин);
  • Сыпались звёзды, да иглы звенели (С. Щипачёв);
  • Ни солнца мне не виден свет, / Ни для корней моих простору нет, / Ни ветеркам вокруг меня свободы. (И. Крылов);
  • Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня (И. Тургенев).
  • Однозвучно гремит колокольчик, / И дорога пылится слегка (И. Макаров);
  • Черёмуха душистая развесившись стоит, и зелень золотистая на солнышке горит (С. Есенин);
  • Шумели деревья, и по небу мчались клочки туч (М. Горький).
  • Парадные двери были заперты, и всё спало (Л. Толстой);
  • Дни проходили за днями, и каждый день был похож на предыдущий (Ф. Достоевский).
  • Парадные двери были заперты, и всё спало (Л. Толстой);
  • Я выстрелил, и в то же мгновение в нескольких шагах от меня раздался крик (И. Тургенев);
  • Вдруг таинственной прохладой повеяло из глубины, и потом громадный глухарь порхнул из куста (Л. Леонов);
  • Толпа перед ним расступилась, и в тот же миг он увидел её (А. Куприн).
  • Гроза омыла Москву 29 апреля, и стал сладостен воздух, и душа как-то смягчилась, и жить захотелось (М. Булгаков);
  • Душой весны природа ожила, / И блещет всё в торжественном покое (Ф.Тютчев);
  • Начинало темнеть, и на небе замигали звёзды (А. Чехов);

↑ Разделительные отношения в ССП

Средства связи в ССП с разделительными отношениями: разделительные союзы или, либо (одиночных и повторяющихся), ли… или, то ли… то ли, не то… не то, а также то… то.

Одиночный союз или, повторяющиеся или… или, ли… или нейтральны в выражении выбора: В самом ли деле он уверовал, или величественная церемония совершенного таинства потрясла его и возбудила художественную восприимчивость его натуры, но он твердо и, говорят, с большим чувством произнес несколько слов прямо вразрез многому из его прежних убеждений (Дост.).

Союз иль рассматривается как разговорный и почти устаревший, в современных текстах он встречается крайне редко: Для счастия души,
поверьте мне, друзья, иль слишком мало всех, иль одного довольно (П.);

Союзы то ли… то ли, не то… не то выражают неуверенность автора: И я уж и не знаю: то ли я его люблю, то ли мне его жалко (Шукш.); — Ах Илья, Илья! Не то смеяться, не то плакать (Гонч.).

Своеобразие союза то… то заключается в том, что он не передает отношения выбора, а описывает чередование действий: Ей то казалось,
что дочь ее спит рядом с ней, и она отодвигалась, шарила по постели рукой, то слышался невнятный шепот: «Мама, пить» (Ш.).

↑ Примеры ССП с разделительными отношениями между частями

  • Мы подолгу беседовали и подолгу молчали, или же она играла мне на рояле (А. Чехов);
  • Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело (А. Макаренко);
  • То солнце тусклое блестит, / То туча чёрная висит (Н. Некрасов);
  • Не то было раннее утро, / не то уж наступил вечер (Г. Семёнов).
  • Лишь изредка на канавках позвякивали орудия, или ржала артиллерийская лошадь, или хриплым голосом кричал рассерженный начальник на своих подчинённых (Л. Толстой).
  • Иль у сокола крылья связаны, / Иль пути ему все заказаны (А. Кольцов)
  • У него не было никакого страха, или, вернее, страх остался позади и гнал его вперёд (К. Федин);
  • То тут, то там изредка вспорхнёт испуганная нами птица или зацокает бекас (Г. Федосеев);
  • Там всё-таки глядишь, облачко проплывёт, непохожее на другое, или солнце вдруг заиграет лучами (Г. Марков);
  • Подумайте лучше, или я вынужден буду принять меры (В. Шукшин);
  • Может, шагу прибавить или силёнок нет? (К. Симонов);
  • Мне придётся серьёзно заняться английским языком, или я не смогу поступить на факультет иностранных языков;
  • Либо пан, либо пропал (пословица);
  • Их остановили на дороге, либо они остановились сами и толковали о житейских вопросах (К. Федин).
  • Над редкими лесами тянулся дымок: то ли костры разводили солдаты, то ли дотлевали загоревшиеся во время боя рощи (Ю. Бондарев);
  • То ли шелест колоса, / Трепет ветерка, / То ли гладит волосы / Тёплая рука (А. Сурков).
  • То ли я перестану понимать людей, то ли они меня (И. Бунин)
  • Её поведение трудно понять: она то весёлая и спокойная, то вдруг ей ничего не хочется делать (А. Толстой);
  • А за окном, увы, весна. То косо налетит снежок, то нет его, и солнце на обеденном столе (М. Булгаков);
  • То надобно соседей навестить, / То на охоту ехать с соколами, / То на войну нелёгкая несёт (А. Пушкин);
  • То у него сонливый вид, / То он свистит, глаза прищуря, / То сам прорваться норовит (А. Твардовский)

↑ Противительные отношения В ССП

Средства связи в ССП с противительными отношениями: союзы а, но, да, однако, зато, а то, не то, а не то, же.

Наиболее очевидно противительные отношения представлены союзом но: Заседатель ваш. он, конечно, человек сведущий, но от него
такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода (Г.)
— несоответствие данной сначала положительной характеристики

данному потом отрицательному факту. Еще пример: Вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть. (Ч.) — возникает «нестыковка» между сообщением о неприятностях, ожидающих Раневскую, и «утешительными» словами Лопахина.

Союз да в смысловом отношении синонимичен но, однако носит разговорный характер и часто используется при передаче прямой речи:

Надо бы их разбудить, да Варвара Михайловна не велела (Ч.); Какое-то масло, ваше высокоблагородие, клали его в кашу, да не годится, так и дерет рот, а пахнет оно хорошо (Купр.); Оно, разумеется, князь Андрей не дитя, и без него обойдется, да против воли в семью входить нехорошо (Л. Т.). Этот союз типичен для классической художественной литературы; в современных текстах он встречается редко.

Союз однако, наоборот, придает книжность контексту (кроме того, он имеет дополнительное значение ограничения): Бунин замолчал на несколько лет, однако эти годы имели для него важное значение (Л. Никулин).

Противоречие суждений с оттенком противопоставления выражается союзом а: Оно, пожалуй, барство-то ‒ как оспа. и выздоровеет человек, а знаки-то остаются. (М. Г.); Многие в свое время смеялись над Солоухиным, а мне вот очень нравится обращение «сударь» (В. Акс.).

Союз зато имеет особое значение — возместительное: первая часть обычно содержит отрицание факта или негативную характеристику,

а вторая — в противовес — дает сведения со знаком плюс: Имя забылось, зато твердо отпечаталось в памяти ощущение плотных плеч, секундная вороватая ласка в потемках гардеробной, среди мягких шуб. (Триф.). В парадных комнатах она только дулась; зато у себя, перед своею горничной, она разражалась иногда такою бранью, что чепец прыгал у ней на голове вместе с накладкой (Т.).

Источник

Adblock
detector