Великая китайская стена шел
Великая китайская стена шел

Великая китайская стена шел



Великая Китайская Стена – грандиозное творение человеческих рук

Великая Китайская Стена

О Великой Китайской стене слышал каждый турист и просто житель Земли, но давайте подробнее разберемся с главной китайской достопримечательностью 🏛️, о том сколько всё же она официально в длину и сколько не официально, почему называют её великим кладбищем, покажем старые фотографии 📸, размещение на карте и расскажем в каком году вершилась эта история 📖 и немного интересных фактов

Если опираться на официальную информацию, то длина стены составляет 8 851,9 км, а полная длина с учетом разделений – 21 196,2 км. Вообще размеры постройки во все времена вызывали много споров и обсуждений, даже складывались мифы и легенды. Одним из них является миф, что стена видна с Луны. Но в это могли верить предки, а в современном мире в век технического прогресса этот миф легко развеялся. Но нужно отметить, что с космической орбиты Великую Стену видно на спутниковых снимках.

Китайцы по праву гордятся народным достоянием, которым стала Великая Китайская Стена. Она является визитной карточкой страны, которая принимает около 40 млн туристов ежегодно со всех уголков планеты.

Китайцы любят повторять выражение, сказанное еще Мао Цзедуном, которое гласит: – « Тот, кто не поднялся на стену – ненастоящий китаец»

Этот призыв притягивает не только истинных китайцев, но и иностранных туристов. Все они хотят побывать на великом сооружении, высота которого составляет около 10 м, а ширина на различных участках до 8 м. Но ради великолепных пейзажей, которые открываются с высоты стены, стоит претерпеть нелегкий подъем.

Изначально стена задумывалась как оборонительное сооружение, предназначенное защищать народ Китая от набегов кочевников. В Китае многие царства и княжества строили отдельные стены для защиты. Но в III веке до нашей эры произошло объединение этих маленьких царств под управлением династии Цинь. Император Цинь Шихуанди решил объединить все усилия китайского народа и положил начало возведению Великой Китайской стены.

Как строилась Великая Стена

По легендам на возведении стены работало не менее 300 тысяч человек – это целая армия императора. По другим данным на строительстве было задействовано около двух миллионов человек.

Началось возведение в 221 году до нашей эры. Большая часть стены была построена еще при Цине. Уже сооруженные укрепления объединяли в общую постройку. Кроме того, возводились еще и сторожевые башни. Предназначением их было оповещать армию и население о наступлении врагов. Если тревога поднималась ночью, то весть о набеге передавалась посредством зажженного огня поочередно от одной башни к другой. А если это происходило днем, то сигналом служил дым. По всей длине стены насчитывается около 25 тысяч башен.

Первоначально обычные насыпи земли выступали в качестве заграждающей стены, а со временем были заменены на камень и кирпич.

Существует много рассказов о погибших строителях, но точное количество жертв неизвестно. Эксперты предполагают, что их не менее полумиллиона. Главная причина состоит в тяжелых условиях труда. Много легенд рассказывают о погибших здесь строителях, об их женах, которые не могли даже достойно похоронить своих мужей. В настоящее время находят много костей среди обломков стены, что свидетельствует о захоронении умерших прямо в стенах.

За все время существования великого сооружения оно несколько раз восстанавливалось династиями Хань и Суй. Каждый правитель вносил что-то свое в реконструкцию стены. При правлении династии Мин Великая Китайская Стена приобрела такой вид, как сегодня. Это было время, когда постройки возводили из кирпичных и блочных материалов, благодаря которым увеличилась прочность сооружения.

Не приуменьшая величия этой грандиозной постройки, все же приходится признать, что с оборонительными задачами стена не справлялась. Сами жители Китая не скрывали, что количество человеческих жертв и затраченных финансовых средств были совершенно неоправданны.

Интересные факты

  • строители применяли клейкую кашу из риса с примесью гашеной извести для укладки каменных блоков стены;
  • великая китайская стена заслуженно носит название самого длинного кладбища в мире;
  • сооружение является одним из самых популярных достопримечательностей в мире среди туристов, которых ежегодно приезжает около 40 млн человек;
  • строительство длилось около 2 тысяч лет. первые фрагменты были возведены еще в 8 веке до нашей эры;
  • первым европейским жителем, посетившим стену, стал житель Португалии в 1605 году;
  • в процессе возведения сооружения китайские рабочие сделали изобретение, которым активно пользуются и современные люди. Это устройство для перевозки земли или попросту – тачка;
  • из-за внушительных масштабов уход за стеной требует огромных усилий. На сегодняшний день две организации взяли на себя заботу о постройке.

Посещение Великой Китайской Стены

Самыми удобными для посещения являются осень и весна, потому что летом слишком жарко среди большой массы людей, а зимой могут быть сильные морозы. В сентябре – ноябре лучше выбрать прогулку пешком, так как погода обычно ясная и можно увидеть, как стена, извиваясь по склонам и напоминая дракона, уходит за горизонт.

Какой участок лучше посетить?

Исходя из фантастической протяженности стены, она проходит через девять провинций. Экскурсоводы рекомендуют посещать лишь пять из них, которые находятся вблизи Пекина.

Как добраться?

Прямых автобусов до стены нет, поэтому желающим посетить это место лучше заранее продумать свой маршрут или отправиться в составе экскурсионной группы с гидом. Особенно этот вариант подходит тем, кто оказался в Китае впервые и имеет сложности с языком. Общественный транспорт подойдет для тех, кто хоть немного знает китайский язык и ориентируется в Пекине. Проезд в транспорте выйдет дешевле, чем экскурсия. Преимуществом здесь является и сэкономленное время: не нужно ходить в толпе туристов в составе группы. Самый комфортный вариант – арендовать авто, которое можно поймать прямо на улице или заказать в отеле.

Расположение Китайской стены на карте

История возведения Великой Стены имеет много противоречивых споров, мифов и легенд. Несомненно одно – это величайшее творение человеческих рук, идеально вписавшееся в ландшафты на протяжении многих лет.

Источник

Великая Китайская стена

Побывать здесь считают своим долгом все, кто хоть раз оказался в Китае. Восьмое чудо света, как еще называют Великую Китайскую стену, притягивает к себе внимание не только туристов, но и ученых, строителей и даже космонавтов. Пожалуй, ни одно другое архитектурное сооружение не окружено таким количеством легенд и тайн, которые так хочется разгадать.

Великая Китайская стена

Что такое Великая Китайская стена

Это масштабное оборонительное сооружение должно было защитить Китайскую империю от нападения кочевых племен с севера. Строительство стены велось на протяжении нескольких веков и потребовало огромных средств. Но они оправдали себя. В мире нет другого столь масштабного архитектурного сооружения. Предмет национальной гордости, оно является центром притяжения для туристов. Ежегодно на это новое чудо света съезжаются посмотреть около 40 миллионов человек.

История строительства Великой Китайской стены

В VII веке до н.э. на территории, где сейчас располагается Китай, существовали разрозненные феодальные княжества. На границе каждого строились оборонительные укрепления, цель которых была не только защитить от набегов кочевников, но и обозначить границы собственной территории.

Какой император начал строительство стены

Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н.э) начал объединение разрозненных земель в централизованное государство. Для защиты территории от кочевого племени хунну было решено создать укрепление, которое бы охватывало всю территорию созданной империи. Так началось возведение стены. Ход работ контролировал назначенный императором полководец Мэн Тянь. Перед ним стояла задача соединить разрозненные оборонительные укрепления, восстановить разрушенные и, где необходимо, построить новые.

Сколько строили китайскую стену: дата начала и окончания строительства

В III веке до н.э началось возведение стены. В течение нескольких столетий укрепления достраивались, разрушенные участки восстанавливались. В создании стены в разной степени участвовали 10 императорских династий, самый большой вклад внесли – Цинь, Хань, Мин. Работы были остановлены в 1644 году, когда был свергнут император Чунчжэнь Мин. Таким образом, строительство масштабного укрепления велось 20 столетий.

Что разделяет китайская стена

Великая Китайская стена

Великая Китайская стена отделяла и защищала Китай от племен, живших на севере за горами Иньшань. Причем ее строили не только для предотвращения нападения кочевников, но также с целью остановить миграцию китайцев на север и слияние их с варварскими племенами. Впоследствии эти территории были завоеваны, и стена теперь находится внутри КНР.

Из чего сделана Великая Китайская стена

Самая масштабная система оборонительных укреплений строилась на протяжении нескольких веков. Этим объясняется, что стена неоднородна по своему составу.

Для возведения первых укрепительных сооружений использовались подручные материалы – земля, глина, галька. Слои земли укрепляли с помощью щитов из тростника и прутьев.

Попытка использовать для строительства основания стен каменные плиты была предпринята при императоре Цинь Шихуанди. Тогда же стали использоваться кирпичи, которые обжигались на солнце. Уже тогда для скрепления камней использовали раствор из рисовой муки.

В XVI веке, когда страной правила династия Мин, уже повсеместно использовали каменные плиты и кирпичи. Между собой они соединялись с помощью раствора, который готовился из рисовой каши и гашеной извести. 3 участка стены (2 у города Цзянъань и 1 — в горах Янышан) построены из мрамора необычного фиолетового цвет. Этот материал оказался самым долговечным и к тому же красивым.

Сколько лет Китайской стене

Первые оборонительные укрепления строились в III веке до нашей эры. Так что самым древним сооружениям более 2 тысяч лет. Но большинство из них разрушено. Сохранившиеся участки стены построены в основном в XVI веке. А значит, им около 400 лет.

Как выглядит китайская стена сегодня

В настоящее время китайская стена протянулась по территории КНР от Ляонина до Цинхая. Многие ее участки разрушаются от времени, воздействия природных стихий. Пострадала стена и от действий людей, которые разбирали ее для строительства домов. Наносят урон и туристы, стремящиеся унести кирпичики на память. Власти принимают меры, чтобы сохранить этот памятник архитектуры для потомков.

Длина Великой Китайской стены в километрах и милях

Великая Китайская стена

Подсчетом длины китайской стены занимались ученые, кропотливо измеряя все участки, многие из которых труднодоступны или находятся в полуразрушенном состоянии. К 2008 году работы завершились и было установлено, что длина китайской стены – 8851 км (5500 миль). В расчет брались лишь сохранившиеся до сих пор укрепления.

Читайте также:  Цвет стен внутренние работы

Раньше китайская стена была еще более протяженной. Археологи подсчитали общую длину стены со всеми ответвлениями, когда-либо существовавшими. В расчет брались участки, которые разделяли когда-то отдельные царства. По мере присоединения земель к Китайской империи их сносили за ненадобностью. Другие участки стены разрушались под воздействием времени. Новые укрепления часто строились параллельно старым. Протяженность всех участков стены, когда-либо построенных, составила 21196 км (13170,7 мили).

Высота китайской стены

На разных участках высота сооружения неодинакова. В среднем она составляет 7,5 метров, а с учетом 1,5-метровых зубцов достигает 9, а в отдельных местах даже 10 метров

Ширина китайской стены

Укрепления строились с расчетом, чтобы по ним мог проехать конный отряд из 5 человек или пройти 10 пехотинцев. Для этого было достаточно 4,5 метра. Именно столько составляет средняя ширина китайской стены. В основании она более широкая – 5,5 метра.

Великая Китайская стена на карте: где проходит, начало и конец

Самой восточной точкой Великой Китайской стены считается «голова дракона» – участок Лаолунтоу. В этом месте китайская стена уходит достаточно далеко в Бохайский залив Желтого моря. Сделано это было с целью защитить земли от набегов маньчжурских и монгольских племен. После строительства стены на востоке попасть в Китай, минуя оборонительное сооружение, можно было только с моря.

карта

Стена проходит по северу Китая вдоль горного массива Иньшань. Самая западная ее точка располагается недалеко от города Цзяюгуань. Здесь расположен форпост у горы Цзяюёшань. Построенный в XIV веке, участок хорошо сохранился.

Интересные факты

  • Ни одно укрепительное сооружение не может сравниваться с Великой Китайской стеной по масштабу.
  • На Бадалине любят бывать не только простые туристы, но и государственные деятели. Первым стал маршал СССР Клим Ворошилов. Всего с 1957 года участок посетило более 370 влиятельных людей из самых разных стран мира.
  • С 1999 года на участке стены Хуанъягуань проводится марафон The Great Wall Marathon. Спортсменам необходимо пробежать 5164 ступеней, которые ведут то вверх, то вниз.
  • Участки стены, расположенные в северо-западной части, могут разрушиться и исчезнуть через 20 лет. Виной этому не только природные условия, но и люди.
  • Долгое время было распространено мнение, что Великую Китайскую стену видно невооруженным глазом даже из космоса. Сейчас это заблуждение опровергнуто. Несмотря на масштабность постройки, увидеть ее с Луны нельзя. Невозможно различить стену без увеличительных приборов и с орбиты Земли. На фотографиях, где якобы видны очертания стены, зафиксированы горы, ущелья, реки. Это стало очевидным при увеличении снимков.
  • Во время возведения укрепительных сооружений рабочим требовалось удобное приспособление для подвоза материалов. Для этих целей была изобретена тачка, которая теперь повсеместно применяется в строительстве.
  • О китайской стене часто говорят, как о самом большом кладбище. Из-за невыносимо тяжелых условий труда здесь погибло, по подсчетам ученых, более миллиона человек. А вот легенда, что кости умерших использовались при строительстве стены, была опровергнута археологами.

Для посетителей

Великая Китайская стена

Время не пощадило китайскую стену. Она понемногу разрушается и нуждается в реконструкции. Лишь несколько участков доступны для посещения туристами. В основном они расположены в окрестностях Пекина. Их посещение платное.

Участки Великой Китайской стены и стоимость посещения

В начале правления династии Мин столица была перенесена из Нанкина в Пекин. Поэтому участок Бадалин стал играть ведущую роль в защите города с севера от захватчиков. Его называли северным ключом к воротам Пекина. Благодаря тому, что ближе остальных участков расположен к Пекину (всего в 70 км), сюда чаще всего едут туристы. Входные билеты стоят 45 юаней в высокий сезон (апрель-октябрь) и 40 юаней в низкий сезон (ноябрь-март). На вершину стены можно подняться по канатной дороге. За билет в один конец придется заплатить 40 юаней, туда и обратно – 60 юаней.

Мутяньюй также расположен в непосредственной близости от Пекина (в 80 км). Основание его заложено в VI веке. Затем на оставшейся основе достраивалось укрепление уже при династии Мин. Ему придавалось большое значение для защиты Пекина с севера. Участок проходит по горным хребтам, из-за этого здесь такие большие перепады высот – от 500 до 1000 метров. Так что прогулка по нему с постоянными спусками и подъемами будет нелегким делом. Интересно, что бойницы на этом участке расположены с двух сторон стены, что даже породило гипотезу о том, что укрепления строили славяне для защиты от Китая. Этот участок стены построен из гранита. Чтобы попасть сюда, придется заплатить 40 юаней.

Участок Симатай расположен в скалистой местности. В некоторых местах стена построена под большим уклоном. Так, Небесная Лестница имеет угол наклона 85 градусов. Часть крутых участков, в том числе и Небесный мост, ширина которого составляет всего 30 см, закрыта для туристов. Симатай интересен сторожевыми башнями. Всего их 35, но в хорошем состоянии сохранились лишь 20. Этот участок стены расположен в скалистой местности. Входной билет стоит 40 юаней.

Шаньхайгуань называют еще «Головой дракона». Конец участка уходит в Желтое море. Здесь же располагается крепость Чэнхайлоу. На каждой ее стороне сделаны ворота. Восточные получили название «Первого прохода под небесами». Участок стены, расположенный около «Головы дракона», стал музеем под открытым небом. Входной билет обойдется в 50 юаней. Старый город в крепости и музей Великой Китайской стены можно посетить бесплатно. Билет в «Первый проход под небесами» стоит 40 юаней летом, 15 юаней зимой.

Посещение всех участков детьми ростом до 1,2 м бесплатное.

Как добраться

Для тех, кто первый раз приехал в Китай, лучше взять экскурсию.

Великая Китайская стена

Еще один вариант – доехать до Великой Китайской стены на такси. В отеле можно заказать трансфер до любого участка или можно воспользоваться услугами уличных таксистов.

Добраться до Великой Китайской стены можно и с помощью общественного транспорта. Но этот вариант подходит для тех, кто хоть немного владеет языком и ориентируется в городе. Сложность может возникнуть из-за того, что автобусы с одинаковыми номерами могут идти в разные города. Потребуется знание иероглифов, чтобы понять направление движения автобуса. Рассчитывать на подсказку местных жителей тоже не приходится – многие не владеют английским языком. До большинства участков, за исключением Бадалина, из Пекина придется добираться с пересадками.

Время посещения

Попасть на китайскую стену можно лишь в определенные часы. Каждый участок имеет свое расписание, которое будет зависеть от сезона.

Источник

Великая китайская стена шел

Великая Китайская стена (Новая гипотеза о причинах ее сооружения)

Одним из чудес света называют Великую Китайскую стену . Считается, что она была построена как фортификационное сооружение для защиты от кочевников, вторгавшихся в Китай с севера.

Эта гипотеза стала привычной для абсолютного большинства.

Но так ли это? Зачем было строить стену не прямой, а столь извитой? Зачем надо было строить от нее ответвления?

Разве китайцам и тангутам делать было нечего? Прочтение книги знаменитого русского путешественника Петра Куьмича Козлова «Монголия и Амдо и мертвый город Хара-Хото», изданной в 1923 г., заставило меня не поверить в устоявшуюся гипотезу.

Я подумал, что Великую Китайскую стену строили для того, чтобы защитить поля и огороды от надвигавшихся песков Великой пустыни Гоби в эпохи усиливающейся аридизации климата.

Идея столь простая, сколь и очевидная. Уж если крепостные стены вокруг городов не спасали эти города от захватчиков (а плотность защищавщих город на этих стенах была очень высока), то крепостная стена вокруг огромной страны .

Где же было набрать такое множество защитников? Кочевники могли сделать насыпь к стене с той и другой стороны и спокойненько переехать ее на своих конях.

Если представить, что стену создавали как дорогу для тарантасов и доставки почты, то это можно было сделать и не на стене, а на ровном месте. Функцию разметки дорог в степи и полупустыне, скорее всего, выполняли невысокие (не более 1 м) насыпи, так называемые «валы Чингисхана». А длинной стеной китайцы и тангуты пытались защитить свои орошаемые поля от надвигавшихся с севера песчаных дюн.

Кстати, я нигде не нашел информацию о том, что на Китайской стене шли бои, что кочевники не могли прорваться через нее в Китай, хотя просмотрел почти все, что помещено на эту тему в сети интернет, кроме того, прочел ряд монографий о путешествиях в Центральную Азию и солидный двухтомник Л.С. Васильева «История Востока», изданный издательством «Высшая школа» в 2001 г.

На карте хорошо видно, что стена в западной своей части, извиваясь, четко следует границе подвижных песков . Обратите внимание на разветвления стены.

По всей вероятности, когда некий участок стены заносило песком, строили новую. Я не исключаю, что под песками пустыни Ала-Шань погребены наиболее древние участки стены. Ранее я уже писал, что песок в пустыню Ала-Шань и в Ордос выносится из каменистой пустыни Гоби. Гоби потому и каменистая, что песок из нее северными ветрами выдувает на юг и юго-восток.

А на карте путешествия П.К. Козлова зигзаги и ответвления стены видны еще более отчетливо. Самая западная часть стены защищала от песков долины рек Хэйхэ и Шуйхэ. Ныне река Шуйхэ в своем среднем течении уходит в пески под дюны.

Пески Тэнгери также отделены от долины реки Хуанхэ и ее левого притока реки Тэтунг стеной.

Далее к востоку Великая стена огибает с юга пески Ордоса.

В северной части пустыни Ала-Шань на берегу реки Эдзин-гол песками погребен город Хара-Хото — столица Тангутского царства.

Во времена Чингисхана, т.е. в XIII веке, этот город еще существовал. Погребен песками он был несколько позднее. Когда?

Читайте также:  Котячий комплекс своими руками или как мы делали котодом для нашей сфинксы длиннопост

В июне 2007 г. мне удалось побывать в пустыне Гоби . Мы добрались до горных хребтов Гобийского Алтая, пeресекли Гурван-Сайхан-Нуру — один из его хребтов, познакомились с грядой подвижных песков.

Фото.1 Гранитный массив Бага-Газарын-Чулу на севере пустыни Гоби. Видно, что горы интенсивно разрушаются. Ветровая эрозия приводит к образованию причудливых скал. Ветер и перепады температуры разрушают эти скалы в песок, но песок уносится ветрами на юг и юго-восток, и Гоби становится каменистой пустыней. Фото автора.

Фото. 2. Пески Хангарын-Элс. Эта гряда образовалась между двумя хребтами Гобийского Алтая. Максимальная высота дюн более 250 м. Песок постоянно переносится вдоль гряды, засыпая зеленую долину небольшой речки. Этот зеленый оазис и гряда песка расположены на севере бывшего Тангутского царства. Фото автора.

Рис. 3. Развалины города Хара-Хото. Рисунок взят из книги П.К. Колова (1923). Видно, что город погиб под толщами песчаных барханов. Экспедицией П.К. Козлова в этом городе были проведены раскопки и обнаружены многочисленные артефакты, свидетельствующие о некогда существовавшем здесь цивилизованном государстве с письменностью, бумажными деньгами, ювелирным искусством. Город существовал еще в XII-XIII веках.

Рис. 4. Изображение Юпитера, обнаруженное П.К. Козловым при раскопках в городе Хара-Хото.

По этому рисунку можно судить о том, что культура и искусство в Тангутском царстве были на должной высоте. Город находился на Великом шелковом пути, по которому из Китая в Европу шли караваны с шелком, фарфором, а из Европы в Китай — с золотом и серебром, поскольку Европе нечего было предложить китайцам, у тех все было свое.

Тангутия, обеспечивая торговый путь, снабжая купцов провизией, верблюдами, наверное, неплохо зарабатывала. Только ухудшение климата могло ослабить это государство.

Песок, приносимый с севера, засыпал поля, поселки и города, резко сократилось поголовье скота и численность населения. По всей вероятности, именно такое ослабленное государство могли завоевать монголы под предводительством Чингисхана.

Фото. 5. Участок Китайской стены.

Видно, что стена сильно разрушена ветровой эрозией и засыпается песком. Обратите внимание на изящную кирпичную кладку. Думаю, что эту стену сооружали не для того, чтобы сдержать натиск северных варваров. Снимок взят из сети интернет .

Мы проехали по пустыне Гоби в июне 2007г. более 1,5 тыс. километров. Голые, почти безжизненные каменные поля напоминают ландшафты Марса. Но где песок? Ведь не может эрозия гор закончиться на стадии щебня? Песок и пыль — вот конечные стадии разрушения горной породы. Песок весь унесло в пустыню Ала-Шань и в Ордос.

Фото. 6. Каменистая пустыня Гоби расположена к северу от Гобийского Алтая.

Она потому и каменистая, что мелкие фракции отсюда уносятся в пустыню Ала-Шань и в Ордос.

Фото. 7. Пыльная буря в пустыне Гоби.

Эту бурю мы наблюдали вблизи каньона Баянзаг, расположенного севернее Гобийского Алтая.

Вы спросите: «Как же можно стеной отгородиться от такой бури? Но это пыль, от нее и отгораживаться не надо. Песок так высоко не поднимается. Он переносится на высоте 1-2-3 метров. А мелкие пылевидные частицы откладываются за многие сотни километров от пустыни Гоби, они достигают даже Японских островов.

Толщи такой пыли образуют лессовые поля на Великой Китайской равнине. Эти толщи весьма плодородны, они — благо для земледельца. А вот песок, образующий дюны — это его враг.

Многим, кто верит в то, что история — это бесконечные войны, захват территорий, а не бесконечный труд миллионов жителей Земли по выращиванию злаков, овощей, фруктов, стад домашних животных, строительству жилищ, дорог, мостов, храмов , моя гипотеза покажется малоубедительной.

Но те, кто видит в истории строителей, изобратателей, крестьян, тот всерьез задумается и поймет, что чем дальше вглубь веков, тем чаще человеку приходилось бороться со стихиями Природы — засухами, наводнениями, ураганами, страдать от болезней. Толпы несчастных людей, переселяющихся из зон стихийных бедствий, аборигенами территорий, куда приходили мигранты, воспринимались как агрессоры. А ведь мигранты, зачастую, были голодными и обездоленными людьми.

Первоначальные непримиримые стычки аборигенов с мигрантами в дальнейшем нередко приводили к взаимному обогащению этносов, их перемешиванию, возникали новые этносы и новые культуры. Да, мы привыкли видеть в истории только череду бесчисленных войн, порабощений.

А вот историю изобретений: огня, лука, пращи, бумеранга, лодки, колеса, компаса, бумаги, календаря, выплавки металла и т.д. мы знаем плохо, мы подменяем истинную историю созидания историей смены династий — чаще всего бездарных правителей, историей их войн. Не странно ли это?

» Среди 72 занятий народа над всеми царствует землепашество «, — гласит китайская поговорка.

Народ, который так считает, способен строить защитные стены вокруг полей, спасая их от сыпучих песков. Великая Китайская стена лишний раз напоминает нам, что борьба со стихией требовала от китайцев значительно больших усилий, чем борьба с северными варварами.

Если кочевники могли уйти от засухи и опустынивания в новые страны, то оседлое население пыталость остановить движение песков, возводя на их пути стену.

Фото. 8. Западная часть Великой китайской стены сильно разрушена ветровой эрозией.

На этом снимке, заимствованном нами из интернетa , видно, что стена глинобитная, она построена из песка, а не из кирпича. В ней имелись проемы для прохода и проезда. Я сильно сомневаюсь, что эту стену тангуты возводили для защиты от гуннов или монголов.

Известно, что стену возводили в III-IV веках до новой эры. Тогда еще не было Китайской империи, было много самостоятельных царств и княжеств. В каждом возводили свою стену, якобы для защиты друг от друга. А потом, когда Китай обединили, почему-то отдельные стены стали соединять в одну. Зачем бы это?

Великая Китайская стена в разных ее частях, скорее всего, возводилась с разными целями. Западная ее часть была построена для защиты полей от надвигающихся песков, а также как указатель караванной дороги на запад в Европу. Восточная часть создавалась как военное сооружение для защиты с севера и для передачи информации от одной башни до другой.

Фото.9. Вряд ли такая стена могла остановить войско кочевников, нападавших с севера.

Фото. 10. Это тоже Китайская стена в ее западной части.

Зачем ее сооружали? От песка такая стена не защитит. Скорее всего, это указатель для караванов, чтобы не заблудиться. На севере Монголии известны так называемые «валы Чингисхана», которые также считаются защитными валами. Мы видели эти валы и смогли убедиться в том, что никакой роли в военном деле эти валы не имели.

А вот как указатели дороги они служили. Такой вал высотой 0,5-1 м и шириной 4-6 м хорошо виден и летом, и зимой. Вдоль него можно скакать на коне от одного постоялого двора до другого, где можно сменить лошадей, отдохнуть и двигаться дальше. Фото взято из сети интернет.

Фото 11. На этом фото отчетливо видно, что стена маркирует древнюю караванную дорогу.

Эта стены построена как фортификационное сооружение в XVII веке, вероятно, на месте более древней стены. Она служила для передвижения воинов вдоль границы, так как ширина ее позволяет это делать.

При передаче сигналов о нападении на башнях зажигали огонь. Сегодня стена выполняет совсем иную функцию. Она служит для привлечения туристов. Миллионы туристов, которых привозят именно на этот участок стены, дают немалый доход китайским туристическим фирмам. Но это новострой.

Истинная старина находится западнее, в пустыне Ала-Шань, она, скорее всего, погребена песками, как столица Тангутии город Хара-Хото.

Реставрации ее последние 2-3 десятилетия уделяется много внимания. Видно, что в средние века стену строили и как линию обороны, и как дорогу. В башнях могли размещаться пограничные гарнизоны, могли останавливаться купцы. А вот нападать на Китай кочевники на конях вряд ли здесь пожелали бы. Уж очень местность пересеченная!

Стена служила чем-то вроде современной железной дороги. Ведь ее ширина позволяла передвигаться как верхом, так и на тарантасе.

Фото 14. Вид из космоса с околоземной орбиты. Заметим, что никакой стены из космоса не видно, она слишком узкая. А вот каменистая пустыня Гоби, песчаная пустыня Ала-Шань и пустынный Ордос можно разглядеть. Красной линией обозначены места, где проходит стена. Восточный участок стены от моря до хр. Большой Хинган — это кирпичная стена, отреставрированная в XVI веке для передвижения пограничных отрядов и купцов. Отрезок на западном макросклоне хр. Большой Хинган , скорее всего, был сооружен для защиты от песков и для передвижения. Третий участок в южной части Ордоса служил для защиты полей от подвижных песков. Четвертый участок , скорее всего, защищал караванную дорогу от подвижных песков. Он идет далеко на запад.

В 1920-1921 гг. засуха в северном Китае стала причиной голодной смерти 500 тыс. человек (Малявин В.В. Китайская цивилизация. Москва: Астрель, 2000). Одновременно с засухами в северном Китае в южном Китае случаются наводнения, которые стали причиной гибели нескольких сотен тысяч человек.

В.В. Малявин отмечает, что в исторический промежуток времени климат в Китае претерпел заметные изменения. В древности в северном Китае было более тепло и влажно, что способствовало зарождению земледелия именно в этом районе. Особенно сухим климат в Китае и Восточном Туркестане был в первой половине первого тысячелетия до новой эры, затем в X-XIII веках новой эры. Вероятно, тогда и шло строительство и ремонт Великой Китайской стены.

Я думаю, что строить стену начали не на востоке, а на западе. Ее предшественником были земляные валы, насыпанные вдоль караванных троп. Затем наиболее важные караванные тропы стали обустраивать, в частности предохранять их от засыпания подвижными песками: для этого вдоль троп выстраивали невысокие глинобитные стены.

В начале нового тысячелетия на востоке стали строить дороги, и вот такой дорогой была кирпичная стена. Строительство стены, раставрация ее древних участков на западе активизировались по мере того, как надвигался длительный аридный цикл. Затем наступал упадок земледелия, строить стену переставали.

Читайте также:  Основные материалы отделки стен в гостиной

На востоке стену строили и подновляли в периоды, когда Китайская империя начинала процветать, когда было много народу и пахотной земли не хватало. Тогда нужны были «стройки века» и для того, чтобы безработный народ занять, и для того, чтобы что-то полезное сделать. В противном случае стране грозили волнения, бунты, передел земли. А это было пострашнее прихода варваров с севера.

Моя гипотеза не претендует на истину в последней инстанции. Замечу только, что она не менее правдоподобна, чем общепринятая. Кстати, сегодня крестьяне на западе Китая приспосабливают стену для защиты своих полей от песка.

Источник

Великая китайская стена

Крупнейший памятник мировой архитектуры, символ могущества китайской цивилизации. Длина Великой китайской стены составляет почти 9000 км. Начиная с 7 века до нашей эры вплоть до 17 века нашей эры более 10 династий концентрировали свои усилия в её строительстве. Самые первые участки Великой китайской стены возникли в 656 г. до н.э. или ранее — это фрагменты стены, возведенной царством Чу. В то время царила раздробленность, войны не прекращались, и стену строили в оборонительных целях. Очевидно, возведение стены дало некоторый эффект, так как и другие княжества тоже начали строить стены.

Во время правления первого китайского императора Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н. э.) разрозненные царства были объединены в единое целое. Дальнейшее строительство стены должно было зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации империи. C севера то и дело совершали набеги кочевые племена гуннов. Цинь Шихуан отдал приказ объединить северные участки Великой стены и достроить ее. Таким образом, с запада на восток она протянулась на 5 с лишним тысяч километров, откуда и пошло ее название “Ваньли чанчэн”, что означает “Стена длиной в 10 тысяч ли”, или в пять тысяч километров.

Строительство Великой китайской стены в период династии Хань велось также с целью охраны проложенного Шелкового пути, чтобы обеспечить бесперебойное движение товаров по этому торговому тракту. Общая длина стены в этот период составляла примерно 10 тыс. км и была самой длинной среди стен всех династий.

Великая китайская стена идёт вдоль горной цепи Иньшань, отделяющей Великую китайскую равнину от монгольских степей. При строительстве Великой китайской стены максимально использовался естественный рельеф. Чем неприступнее было место, тем обязательнее было предъявляемое условие: возводить оборонительные сооружения, какими бы тяжелыми ни были условия ведения строительных работ. Стена спускается к устью великих рек, затем тысячи км. тянется через необитаемые бескрайние пустыни и непреступные горы. Она огибает все отроги гор, преодолевая высокие подъёмы и глубокие ущелья. Сооружение органично вписано в ландшафт и составляет с ним единое целое. Существует миф, что Великая китайская стена видна из космоса. Однако никто из космонавтов этого не подтверждает. Лишь один рассказывал, что ему удалось рассмотреть её с помощью бинокля. Еще один миф, что Великая стена представляет собой самое длинное кладбище в мире, якобы тела умерших строителей замуровывали в её основание. Однако раскопки не обнаружили массовых захоронений. И напоследок, некоторые уверяют, что стена строилась на самом деле не китайцами, а гипербореями-русами против китайцев и бойницы стены якобы направлены не на Север, а на Юг. Развеять этот миф легко, воспользовавшись картами Google в режиме панорамного обзора.

Карта китайской стены

Великая китайская стена на карте
Кто построил Великую китайскую стену?Цинь Шихуанди

В среднем толщина Великой стены составляет 5-8 метров, а высота — 6-7 метров (на некоторых участках до 10 метров). Полная длина стены (со всеми ответвлениями) — 21,2 тыс. км. При императоре Цинь Шихуанди в среднем на строительстве было задействовано порядка 300 тыс. человек. Постройкой стены в этот период управлял полководец Мэн Тянь. Общее же количество задействованных строителей достигло, по некоторым оценкам, 2 миллионов человек.

В начальный период стена строилась с помощью трамбовки грунта. Между щитами из прутьев прессовали слои глины и гальки. В период Цинь на некоторых участках начинают применяться каменные плиты. Камень использовался при возведении Стены на востоке, на западе же возводилась большая насыпь. При строительстве использовались ранее существовавшие части стены, которые укреплялись, надстраивались, соединялись новыми участками и удлинялись, участки же, ранее разделявшие отдельные царства, снесли. По подсчетам специалистов, общая протяженность возведенных за две с лишним тысячи лет участков Великой китайской стены превысила 50 тыс. км.

Структура стены Устройство Великой китайской стены

Составной частью Великой китайской стены являются башни. Утверждается, что стена включала 25 тысяч башен. Они располагались друг от друга на расстоянии до 200 метров (дальность полёта стрелы). Наиболее распространён тип прямоугольной башни в два этажа с площадкой наверху. Верхний ярус — это ровная площадка, а в нижнем помещении хранилось оружие, продовольствие, фураж, здесь же были жилые помещения воинов. Также в пределах видимости огня (примерно 10 км) на стене располагались сигнальные вышки. Чтобы сообщить, какова численность вражеской армии, на башне зажигали разное количество факелов: меньше 500 человек – 1 факел, от 500 до 3000 – 2 факела, от 3 тыс. до 10 тыс. – 3 факела, более 10 тыс. – 4 факела. Для проезда в стене было сделано двенадцать ворот, которые со временем превратились в мощные заставы. Таким образом, стена также использовалась для облегчения пограничного контроля, взимания пошлин с ввозимых товаров и регулирование торговли и иммиграции.

Башня на Великой китайской стене. Конструкция башни на Великой китайской стене.

Строительство сталкивалось с многочисленными трудностями. Не было дорог, не хватало воды и пропитания для строителей. К строительству привлекались рабы, солдаты, крестьяне. В результате эпидемий и непосильного труда погибли десятки тысяч человек. Возмущение мобилизацией на строительство стены вызывало народные восстания и послужило одной из причин падения династии Цинь.

Значение стены как оборонительного сооружения всегда была под сомнением. Враги находили слабо укреплённые участки или банально подкупали стражу. Иногда при нападениях стражники не решались поднимать тревогу и молча пропускали врага. Несмотря на это, последующие династии продолжили строительство. Те участки Великой стены, которые сохранились до нашего времени, были построены, в основном, при династии Мин (1368—1644). К этому времени стена простерлась с востока на запад от Шаньхайгуань на берегу Жёлтого моря до заставы Юймэньгуань на границе провинций Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района. Западная часть Великой стены служила для защиты караванов, которые двигались по Великому шелковому пути.

Где начинается китайская стена?

Застава Юймэньгуань — крайняя западная точка Великой китайской стены.
Застава Шаньхайгуань на берегу Жёлтого моря.
Великая китайская стена на английской гравюре 1878 года.

За три века правления следующей маньчжурской династии Цин (1644—1911) Великая стена почти разрушилась. Китайцев той эпохи удивлял интерес европейцев к бесполезному сооружению. В порядке поддерживался лишь небольшой её участок — Бадалин, расположенный в 60 км к северо-западу от столицы. Он служил «воротами в столицу». Именно его обычно показывают туристам. Реставрационные работы здесь начались в 1957 году. Реставрация других участков стены началась в 1984 году по инициативе Дэн Сяопина.

Сейчас без упоминания Великой Китайской стены не обходится ни одно описание Китая. Это грандиозное сооружения привлекает и иностранных и китайских туристов. Известна фраза Мао Цзэдуна: «Если ты не побывал на Великой Китайской стене, ты ненастоящий китаец».

Участки Великой китайской стены возле Пекина

Великая китайская стена в окрестностях Пекина

Для посещения Великой Китайской стены из Пекина можно выбрать один из 4 участков: Бадалин и Мутяньюй, Сыматай и Цзиньшаньлин. Два последних подойдут тем, что располагает достаточным временем и желает посетить участки, где нет большого количества туристов. Цена билета — от 45 юаней. Билет на рейсовый автобус стоит от 12 юаней. Время на дорогу и экскурсию — от 6 часов.

Застава Бадалин 八达岭

Застава Бадалин находится в 60 км. на северо-запад от Пекина. Начало строительства этого участка Великой стены — 1505 год. Средняя высота стены 7,8 метра, ширина позволяет проехать в ряд пятерым коням или пройти 10 пешеходам. Через каждые 500 метров имеется дозорная башня и помещения для размещения личного состава, хранения оружия и несения караульной службы. На этом участке расположен Музей Великой китайской стены. На участке Бадалин всегда многолюдно, даже в будни. Из Пекина сюда ходит электропоезд от Северного вокзала, а так же туристические рейсовые автобусы. Добраться до Бадалина из Пекина можно также на автобусах 919, 877 и 890. Они отправляются от станции Deshengmen, расположенной в 500 м к востоку от станции метро Jishuitan. Цена билета — 12 юаней.
Время работы стены: с 6.30 до 19.00 летом и с 7.00 до 18.00 зимой.

Застава Мутяньюй 慕田峪

Застава Мутяньюй находится в местечке Саньдухэ уезда Хуайжу, в 75 км. к северо-востоку от Пекина. Здесь трасса стены круто изгибается, беря направление к северо-востоку. На юго-восточной окраине участка, на высоте 600 метров находится место, где сходятся три ветки стены. Многие туристы, побывавшие в Мутяньюй, считают его более красивым, чем Бадалин. Однакод него сложнее добраться – нужно сначала доехать до Хуайжоу на автобусе № 916 от станции Dongzhimen, и затем на местном автобусе или на такси до стены.

Сыматай 司马台

На участке Сыматай стена не подвергалась ремонту и сохранила первоначальный вид. Те, кто побывал на Сыматай, говорят, что именно здесь можно «погрузиться в историю». Находится он в местечке Губэйкоу, к северо-востоку от города Миюнь. Длина участка Сыматай 19 км. Добраться сюда можно только с пересадками – двумя автобусами или поездом и автобусом. От станции Dongzhimen к городу Миюнь направляются автобусы маршрутов № 970, 980.

Цзиншаньлин 金山岭

Из-за своей удаленности от Пекина (150 км) практически безлюден. На этом участке расположено 67 сторожевых и сигнальных башен. На востоке он переходит в участок Сыматай. Можно подняться на Цзиншаньлин и спуститься на Сыматай. Дорога займет 10 км. Добраться сюда можно тоже только с пересадками в городе Миюнь.

Бадалин, Мутяньюй, Сыматай и Цзиньшаньлин на карте.

Источник

Adblock
detector