Создание национальных систем гимнастики
Создание национальных систем гимнастики

Создание национальных систем гимнастики

Создание национальных систем гимнастики

Создание национальных систем гимнастики относится к началу XIX в., что было обусловлено общественными запросами. Способы ведения войны требовали одновременности действий, четкого выполнения команд, перестроений на поле боя и т. п. Педагогам и врачам того времени гимнастика представлялась единственно правильным методом физического воспитания молодежи.

В первой половине XIX в. наметились три направления в развитии гимнастики:

гигиеническое (гимнастика рассматривалась как средство укрепления здоровья и развития физических сил человека);

атлетическое (гимнастика расценивалась как средство развития двигательных возможностей человека путем применения сложных упражнений, в том числе и на гимнастических снарядах);

прикладное (гимнастика использовалась как средство обучения солдат преодолению различных препятствий, встречающихся на войне).

Немецкая система гимнастикискладывалась в период оккупации Пруссии войсками Наполеона. Основателем этой системы был Ф. Ян (1778-1852). Он стремился использовать гимнастику для военной подготовки молодежи в целях освобождения страны от оккупации. Основу системы составляли упражнения на снарядах и военные игры, так как они, по мнению Яна, лучше развивали физические силы и укрепляли волю человека. Он назвал свою гимнастику “турнкунст” (искусство изворотливости), а учеников — “турнерами”. Позднее немецкую гимнастику стали называть “турнен”.

Совместно с Фризеном и Эйзеленом Ян разработал технику гимнастических упражнений. Был издан учебник “Немецкая гимнастика”, в котором описывались все известные в то время упражнения на снарядах. При выполнении упражнений от занимающихся требовали прямого положения головы, оттянутых носков, военной выправки, прямых линий в движениях. В занятиях использовался метод соревнования, что сильно повышало интерес у занимающихся, они старались повторять одно и то же упражнение наибольшее количество раз. Комбинаций различных движений тогда не применяли.

А. Шписс (1810-1858) приспособил немецкий турнен к преподаванию в школе и составил схему урока. В 1840 г. он опубликовал труд “Учение о турнерском искусстве”. Урок гимнастики Шписса содержал порядковые упражнения (строевые упражнения и перестроения), затем следовали вольные упражнения (движения из суставной гимнастики Песталоцци и гимнастики Фита), подготавливающие к упражнениям на снарядах. Шписс ввел групповые снаряды: длинную перекладину и брусья, ряды лестниц, шестов и т.п.
В последней части урока проводились игры и массовые упражнения. Сохраняя главные принципы немецкого турнена, Шписс завершил создание немецкой национальной системы гимнастики. Гимнастика Шписса содействовала воспитанию дисциплинированных детей, хорошо выполняющих команды и имеющих достаточную физическую подготовку для военной службы. Однако она подавляла инициативу детей, мешала развитию их индивидуальных способностей и, главное, расходилась со многими положениями естественных и педагогических наук того времени. Эти недостатки вызывали многочисленные возражения, наиболее обоснованными из которых были возражения П.Ф. Лесгафта.

Шведская система гимнастики возникла вслед за немецкой гимнастикой. В ней удачно разработано было гигиеническое направление. П. Линг (1776-1839) начал изучать гимнастику в Дании в первой половине XIX в. Дания была тогда одной из передовых стран Западной Европы по распространению гимнастики. В 1813 г. по инициативе П. Линга в Стокгольме был открыт специальный институт. Там П. Линг применял свои методы и средства физического воспитания. Он считал, что нужно использовать такие упражнения, которые укрепляют и развивают тело человека. Педагогическое значение гимнастики он не учитывал.

Его сын Я. Линг (1820-1886), продолжая дело, начатое отцом, разработал схему урока, систематизировал упражнения, ввел специальные снаряды и выдвинул ряд методических положений.
Упражнения классифицировались по анатомическому признаку. Основой их были симметричность, прямолинейность и напряженность. Точному положению частей тела придавалось большое значение.

Урок шведской гимнастики строился по схеме, состоящей
из 16 частей, следовавших в строгом порядке одна за другой. Это связывало инициативу преподавателя, хотя многим такая схема казалась научно обоснованной, что явилось причиной большой популярности шведской гимнастики и ее распространения во многих странах, в том числе и в России.

Французская система гимнастики, имевшая в основном военно-прикладную направленность, формировалась почти одновременно со шведской. Создателем гимнастической системы во Франции был Аморос (1770-1848). Он был знаком с системой военно-физической подготовки А.В. Суворова и использовал ее при создании своей системы. Лучшими он считал такие упражнения, которые помогают приобрести навыки, необходимые в жизни и военных условиях — ходьба и бег на местности с препятствиями, всевозможные прыжки в снаряжении, переноска груза или “раненого”, плавание
и ныряние, борьба, метания, стрельба, фехтование и вольтижировка. Применялись снаряды, которые следовало преодолевать с наибольшей скоростью и экономией сил (лестницы, канаты, шесты, заборы).

Проводя урок, Аморос не придерживался определенной схемы. Он установил лишь общие принципы: упражнения должны быть доступны занимающимся и по возможности просты; проводить их надо последовательно, от легких к трудным, от простых к сложным; на занятиях учитывались индивидуальные особенности учеников. Были указания на то, что действие одного и того же упражнения можно усилить или ослабить, изменяя скорость, направление и амплитуду движений. Иногда упражнения исполнялись под военные песни, что содействовало развитию дыхания и возбуждало патриотические чувства. Это была первая попытка введения своеобразного музыкального сопровождения на занятиях.

Упражнения французской системы гимнастики использовались в русской армии.

Сокольская система гимнастикивозникла в середине XIX века в связи с национально-освободительной борьбой славянских народов, находившихся в составе Австро-Венгрии. В Чехии возникло “сокольское движение” и стала создаваться сокольская система гимнастики. Ее основателем был профессор эстетики и истории искусств Пражского университета М. Тырш (1832-1884) представитель патриотически настроенной либеральной буржуазии, стремившейся к освобождению своей родины из-под австрийского гнета. Тырш был знаком со всеми системами гимнастики первой половины XIX в., но ни одну из них не считал пригодной для организации в Чехии массового гимнастического движения в целях подготовки народа страны к национально-освободительной борьбе.

Сокольская гимнастика по своему содержанию была близка
к немецкой, но имела свои особенности. Тырш стремился придать всем положениям и движениям такую форму, которая вызывала бы у исполнителей и зрителей эмоциональный подъем, чувство радости и эстетическое наслаждение. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с предметами и без них, пирамиды, упражнения с элементами фехтования, бокса, борьбы (боевые).

Взамен многократного повторения одного и того же упражнения на снарядах “соколы” ввели комбинации различных движений, а с 1862 г. стали проводить соревнования по гимнастике по специально разработанным правилам. Особое внимание в комбинациях вольных упражнений и на снарядах обращалось на логичность перехода от одного элемента к другому. “Соколами” была сделана классификация упражнений по внешнему признаку и разработана терминология гимнастических упражнений, в которой почти каждое упражнение называлось одним-двумя словами, что было удобно.

Урок сокольской гимнастики состоял из трех частей:

В первой (подготовительной) части выполнялись порядковые упражнения, общие вольные или упражнения с предметами (палкой, гантелями и др.).

Во второй (основной) части выполнялись упражнения на снарядах, прыжки, так называемые “разности”, боевые упражнения и др.

В третьей (заключительной) части обычно применялись ходьба, умеренный бег, игры.

Занятия в единообразных костюмах, под музыкальное сопровождение, четкость выполнения упражнений, организация соревнований и массовых выступлений обеспечили успех сокольской гимнастике во многих странах. Она явилась основой современной спортивной гимнастики.

Указанные системы имели классовый характер и национальные традиции. Отрицательным было то, что они односторонни, их авторы не понимали педагогического значения гимнастики, им был характерен эмпиризм.

В конце XIX в. появляются первые научно обоснованные системы: в России — П.Ф. Лесгафта (1837-1909), во Франции — Ж. Демени (1850-1917 физиолог и педагог). В годы первой мировой войны Ж. Демени опубликовал работу, посвященную физическому воспитанию. Он считал, что упражнения должны быть динамичными, а не статичными, выполняться с полной амплитудой, по форме закругленными, а не угловатыми. Мышцы, не участвующие в работе, должны быть расслаблены. Это был новый шаг в развитии гимнастики. Упражнения, предложенные им, значительно обогатили гимнастику. Задачами физического воспитания Демени считал: укрепление здоровья, достижение красоты форм и движений тела, развитие ловкости и волевых качеств человека. Один из его учеников Ж. Эбер предложил “естественный метод” физического воспитания, по существу явившийся дальнейшим развитием военно-прикладной гимнастики.

В конце XIX и начале XX вв. появились новые виды гимнастики. В частности, образовалось несколько систем художественной
и ритмической гимнастики, широко использовались лечебная гимнастика, ставшая одной из отраслей медицины, системы индивидуальной гимнастики преимущественно гигиенической направленности (“моя система” Мюллера, гантельная гимнастика Сандова, система индивидуальной гимнастики Прошака, Анохина и др.).

Гимнастика в дореволюционной России.Элементы гимнастики в быту народов России, как и у других народов, населявших нашу страну, существовали издавна. Праздничные развлечения включали выступления скоморохов, акробатов. В Средней Азии большой популярностью пользовались канатоходцы. У некоторых народов Кавказа использовались упражнения с небольшими тяжестями, служившими средством разминки перед борьбой. Почти у всех народов были в почете верховая езда и вольтижировка.

Развитию гимнастики в значительной степени способствовало стремление известных полководцев повысить уровень физической подготовки русской армии. Основы физической подготовки войск были заложены при Петре I. В потешных, позже ставших гвардейскими (Семеновский и Преображенский), полках, созданных Петром I, применялись различные физические упражнения с целью обучения солдат преодолению препятствий и другим военным навыкам и умениям. По указу Петра I гимнастика была введена в военно-морских учебных заведениях. Много внимания совершенствованию системы физической подготовки русской армии уделяли выдающиеся русские полководцы А. Румянцев, А. Суворов, адмирал Ф. Ушаков и др.

А.В. Суворов (1730-1800) создал свою систему военно-физической подготовки, в основу которой были положены военно-полевая гимнастика, утренняя гимнастика, закаливание. Применялись с этой целью бег, преодоление препятствий, переноска предметов, штыковой бой. Традиции А.В. Суворова продолжал М.И. Кутузов.

Большая заслуга в разработке основ физической подготовки
в русской армии принадлежит М.И. Драгомирову (1830-1915).
Он существенно дополнил суворовскую систему обучения войск, определил задачи физической подготовки для различных родов войск, разработал методику занятий гимнастикой в армии. В специальном наставлении по физической подготовке для армии и флота принимал участие П.Ф. Лесгафт, что сыграло положительную роль в научном обосновании наставления и в том, что оно просуществовало длительное время без изменения. Позднее в русской армии преимущество стали отдавать упражнениям на гимнастических снарядах, и с 1910 г. в основу физической подготовки была положена сокольская система гимнастики.

В учебных заведениях вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции преподавалась гимнастика, заимствованная из различных систем.

Существенную роль в развитии гимнастики в России сыграл известный ученый анатом и педагог П.Ф. Лесгафт. В 1875 г. он побывал в ряде западноевропейских стран и познакомился с постановкой физического воспитания. В 1880 г. вышла его книга “Приготовление учителей гимнастики в странах Западной Европы”, в которой давалась характеристика систем гимнастики и указывалось на отсутствие в них научного обоснования. Лесгафт разработал систему физического образования детей школьного возраста
на гимнастической основе, причем он исходил не из гигиенических,
а из педагогических задач. Лесгафт считал, что важно как можно быстрее с наименьшей затратой сил научить ребенка и подростка владеть своим телом. Для этого нужно осознавать все свои движения, а не просто подражать руководителю.

Читайте также:  Продажа бетона для фундамента в Санкт Петербурге

Лесгафт был противником изучения “частных приемов”, то есть специализированного обучения искусству движения. На этом основании он отвергал упражнения на снарядах, акробатические как “малополезные для физического образования”. Эти крайние взгляды П.Ф. Лесгафта во многом объясняются содержанием и несовершенной методикой спортивной гимнастики того времени.

Заслуга П.Ф. Лесгафта состоит в том, что он первым разработал научно обоснованную систему физического воспитания детей, что оказало значительное влияние на развитие теории и практики физической культуры в нашей стране.

В конце XIX в. развитие спортивной гимнастики было тесно связано с развитием спорта и международных спортивных связей.

Развитие гимнастики в России.После Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране появились большие возможности для развития гимнастики.

В первые годы социалистической революции (и до 30-х годов) гимнастика используется как одно из основных средств физической подготовки и физического развития народа. В годы гражданской войны, физическое воспитание, гимнастика были поставлены
на службу Советской власти. Ведущая роль в организации физической подготовки населения принадлежала Всевобучу, во главе которого находился видный государственный и общественный деятель Н.И. Подвойский. В программах подготовки резервов армии значительное место отводилось занятиям гимнастикой, использовалась как прикладная гимнастика, так и упражнения на снарядах.
Во всех уголках страны создавались военно-спортивные центры, объединявшие широкие слои молодежи. В этот ответственный период борьбы за укрепление Советской власти надо было сочетать физическое воспитание молодежи с ее правильным идейно-политическим воспитанием.

Начали критически пересматриваться существовавшие системы гимнастики, методы и содержание работы по гимнастике. С 1926-1927 гг. в начальной школе, а с 1929 г. и в вузах физическая культура была введена как учебный предмет. Появились новые программы по физическому воспитанию, в которых важное место занимала гимнастика.

Институты физической культуры стали больше выпускать квалифицированных преподавателей, способных решать новые задачи. Эти кадры начали играть ведущую роль в разработке теории и методики гимнастики. Предпринимались попытки развернуть научно-исследовательскую работу, создать научную базу гимнастики, осмыслить ее педагогическое значение, разработать типовую схему урока
и др. Однако содержание занятий менялось не сразу. Длительное время гимнастика сохраняла черты общей физической подготовки.

В 1929 г. состоялась научно-методическая конференция по гимнастике, решавшая назревшие организационно-методические вопросы. На этой конференции впервые была разделена гимнастика на отдельные виды. С этого же времени началась трансляция занятий утренней гимнастикой по радио. В те годы гимнастика составляла основное содержание в физическом воспитании советского народа.

Источник

История возникновения и развития гимнастики

Принято думать, что местом возникновения гимнастики является древняя Греция. Однако здесь речь скорее идет о сформированной древними греками концепции физического воспитания. Самостоятельные гимнастические элементы и комплексы появились задолго до н.э. Например, в Китае издавна уделяют особое внимание развитию равновесия, растяжки и силы. В древней Греции гимнастикой называли физическую культуру в целом. В нее входили борьба, атлетика, верховая езда, гиревой спорт, бег, плавание и т.д. Даже являясь соперниками в философских вопросах, Гомер и Платон сходились во мнение о том, что регулярные занятия и тренировки способствуют как физическому, так и умственному здоровью.

Существуют две теории происхождения термина «гимнастика»:

История возникновения и развития гимнастики

  1. от «gymnazo» — тренировать;
  2. от «gumnos» — нагой. Доводы в этом случае заключаются в том, что греческие гимнасты выступали обнаженными.

Не всегда и не во всех культурах гимнастика считалась благом. Так первые христиане называли гимнастические упражнения сатанинским занятием. Они считали, что в этом случае человек создает себе культ тела и не развивается духовно. В 4 веке физическое воспитание с элементами гимнастики в Христианстве было под строгим запретом.

Древнеримская история возникновения гимнастики содержит информацию о прототипах современных спортивных снарядов. Подобие гимнастического коня римляне применяли для обучения навыкам езды верхом.

Новый виток интереса и повышенного внимания к гимнастике начинается в Европе по времена Ренессанса. Выдающиеся деятели того времени называют гимнастику великолепным средством для укрепления здоровья, духа и гармоничного развития человека.

В Европе интерес к гимнастике, как системе упражнений, появляется во времена Ренессанса.

С течением временем римляне разработали теорию гимнастики и описали основы европейского физического воспитания. Временем формирования первых элементов спортивной гимнастики в Европе можно считать 16-17 века. Именно тогда было очень модно заниматься «вольтижировкой». Это акробатические упражнения, сложные прыжки, лазания по канату, элементы на координацию и т.п.

История развития гимнастики в Европе

Германия стала родиной возникновения современной спортивной гимнастики. Немецкий педагог Фридрих Людвиг Ян в конце 18 — начале 19 веков разработал систему физического национального развития и основал первое в Европе спортивное гимнастическое сообщество. В начале 1800-х он основал первую школу гимнастики, а также в соавторстве со своим учеником Эрнстом Айзеленом издал книгу. В этой книге он называет физические занятия неотъемлемой частью общеобразовательного процесса и становления личности и приводит примеры и правила выполнения многих гимнастических упражнений. Примерно в это же время начинают проводиться первые соревнования гимнастов.

По примеру Германии другие европейские страны стали разрабатывать национальные системы не только общеобразовательного, но и физического образования. Общий набор гимнастических упражнений включал прыжки и элементы с использованием снарядов. Вольные выступления в те времена не признавались гимнастикой. Они вошли в гимнастическую систему гораздо позже.

Первыми последователями Германии стали Швеция, Французская Республика и Чехия. Постепенно подтягивались и другие страны.

Именно в шведской современной гимнастике впервые было уделено внимание вольным упражнения и соревнованиям. История гимнастики 19 века была отмечена явным противоборством между немецкой и шведской школами. Немцы предпочитали силовые элементы на гимнастических снарядах, шведы продвигали вольные выступления. В это время постоянно менялись требования к набору гимнастических элементов и правила их выполнения.

В середине 19 века появляются первые спортивные залы в помещениях, начинают проводиться первые официальные состязания. Гимнастика становится общепризнанным видом спорта. Начиная с середины 19 века не только в Европе, но и в Америке отмечается невероятный «гимнастический» ажиотаж.

Следующие 100 лет можно назвать гимнастической эрой. Изначально программа состязаний, требования к оценке и месту проведения очень сильно отличались от современных. В основном состязания проходили под открытым небом, очень сильно разнились размеры и вид снарядов, сборным разрешалось привозить и выступать на собственном «оборудовании».

В период до II мировой войны самые успешные спортсмены представляли Германию, Швецию, США, Чехословакию. Эру спорта в целом и гимнастики в частности прервала война.

В 50-х годах 20 века яркими выступлениями на соревнованиях выделялись японские гимнасты и представители Советского Союза. Спортсмены этих стран стремительно ворвались в гимнастическую элиту и оставили в ней значимый след. Невероятная Полина Астахова на трех олимпийских играх подряд взяла 5 золотых медалей. После раскола СССР сильные школы сохранились в Украине, Беларуси и России.

Международная федерация гимнастики (IFG)

В бельгийском Льеже в 1881 году состоялся конгресс, посвященный развитию спортивной гимнастки. Бельгиец Н. Куперус предложил создать Европейскую гимнастическую ассоциацию, призванную объединить Бельгию и соседей. Ассоциация разрабатывала требования и правила соревнований, принципы выставления оценок и т.п. С течением времени к ассоциации присоединились многие страны Европы, а в 1921 году – страны остального мира. Именно тогда она изменила название и стала именоваться Международной федерацией гимнастики.

Помимо Международной федерации существует Европейский гимнастический союз (UEG). Он был организован в 1982 году. Союз проводит независимые Чемпионаты Европы.

Штаб-квартира Союза, объединяющего 46 стран, находится в Лозанне. UEG организовывает чемпионаты Европы, фестивали и другие мероприятия.

Ни одни летние Олимпийские игры не обходятся без гимнастических дисциплин. Современную гимнастику по праву называются одним из самых зрелищных и захватывающих видов спорта.

Источник



История развития массовой гимнастики за рубежом

Массовая гимнастика считается прародителем всех современных родственных олимпийских дисциплин. Ее появление относится к древним временам, когда общая гимнастика являлась основой
физического воспитания. Но официально этот вид спорта был утвержден 23 июля 1881 года и получил название «Гимнастика для всех». Кстати,
в этот же день была основана международная федерация гимнастики (FIG) — главный руководящий орган гимнастики.

Ее основатель бельгиец Николас Куперус первоначально представлял гимнастику как массовый вид спорта, доступный для людей любого возраста и физических способностей,
который дарит радость и веселье от «магии движений». Но вскоре начали активно развиваться современные олимпийские виды гимнастики, которым необходимо было
уделять максимум внимания. А идеи основателя воплотились в самостоятельном движении «Гимнастика для всех», которое стало очень популярным во всем мире.

В отличие от СССР, в мировом сообществе внимание к массовой гимнастике никогда не угасало. На данный момент она имеет огромную
популярность во всем мире. Наиболее показательны примеры ряда европейских стран. Численность клубов по массовой гимнастике, например, в маленькой Швейцарии достигает
более тысячи, а в Дании только лишь командную гимнастику и акробатику в возрасте с 5 до 50 лет и старше,
преподают в более 130 клубах.

Ежегодно проводятся различные фестивали и соревнования по массовым формам гимнастики для людей различных возрастов, такие как Гимнастрады (самый крупный гимнастический
праздник, сравнимый с Олимпиадой и собирающий более 20 тыс участников), «Eurogym», «Gym for life Challenge», «Golden Age», а также множество
фестивалей на локальном уровне в различных странах. Всего за 38 лет проведения Всемирных Гимнастрад количество участников увеличилось с 5000 до
21500 человек, а число стран-участниц возросло с 7 до 55.

Развитие массовой гимнастики в мировом сообществе связано с прохождением многочисленных исторических этапов становления, начиная с античности и заканчивая настоящим временем. Каждый из них ознаменовывался серьезными реформами, проводимыми различными учеными, философами, военными служащими и деятелями физической культуры.

1) Античность – гимнастика в Древней Греции, Египте, Индии, Китае.

2) Эпоха Возрождения – зарождение гимнастики в европейских странах (первой была Италия, затем ее инициатива была подхвачена Германией, Швейцарией, Бельгией, Голландией, Францией).

3) Эпоха Просвещения – век технической революции, обусловившей процессы индустриализации и урбанизации. Интерес к занятиям гимнастикой резко увеличился в связи с усиление
эксплуатации человеческого организма и повышением заболеваемости.

4) ХIХ — ХХ век — создание национальных систем гимнастики в различных странах Европы.

5) В начале ХIХ в. первое в истории немецкое гимнастическое движение — турнерство («немецкая школьная гимнастика») — это движение оказало важное влияние на развитие физического
воспитания в Германии и Европе.

6) В начале ХIХ в. – вслед за немецкой возникла шведская система гимнастики, она имела научно-методическое обоснование, что позволило ей получить довольно широкое распространение во многих странах.

7) Французская система гимнастики, имевшая в основном военно-прикладную направленность, формировалась почти одновременно со шведской. Параллельно происходит развитие гимнастики в Швейцарии и Англии.

Читайте также:  Добавки повышающие прочность фундамента

8) Середина XIX вв — в Чехии возникла сокольская система гимнастики. Ее основатель Милослав Тырш стал идеологом массового гимнастического движения и начал его активное продвижение.
Кроме того, «соколы» являются основателями спортивной гимнастики. Техничное и красивое выполнение упражнений сокольской гимнастики, организация массовых выступлений и спортивных соревнований
обеспечили ей успех во многих странах мира, включая Россию, где в начале XX века она имела наибольшее число поклонников.

9) Начало XX века – активное развитие спорта в Англии, возникновение спортивных клубов.

Поподробнее расскажем о самых важных и любопытных фактах из истории развития гимнастики в разных странах.

Германия

В начале ХIХ века в Германии возникло гимнастическое движение – турнерство. Его создателем был писатель и педагог Фридрих Людвиг Ян (1778-1852), по
инициативе которого в 1811г. возникла первая общественная турнерская площадка, на которой были размещены гимнастические снаряды. Ян стремился использовать гимнастику для
объединения и военной подготовки молодежи в целях освобождения Пруссии от оккупации войсками Наполеона. Основу его системы составляли упражнения на снарядах
и военные игры, так как они лучше развивали физические силы и укрепляли волю человека. Он назвал свою гимнастику «турнкунст» (искусство
изворотливости), а своих учеников — «турнерами».

Занятия начинались с вольных упражнений, а затем после небольшого перерыва, выполнялись упражнения на снарядах. При выполнении упражнений Ян требовал от учеников прямого положения головы, оттянутых носков, военной выправки, прямых линий в движениях. Но научного обоснования система Яна не имела.

В 1815г. по политическим мотивам все турнерские площадки были ликвидированы, а их основатель Фридрих Людвиг Ян арестован. Однако через 27 лет, в 1842г. запрет был снят, и турнерство получило новый виток развития.

Дальнейшее совершенствование немецкой школьной гимнастики предпринял Адольф Шписс (1810 – 1858), преподаватель гимнастики, истории и пения.

Основу его системы составляли снарядовые упражнения, которые были разделены на четыре степени трудности, в зависимости от возраста занимающихся.

В 1893г. в Германии был создан рабочий турнерский союз. В целом это движение оказало важное влияние на развитие физического воспитания
в Германии и Европе. Были изобретены и усовершенствованы гимнастические снаряды, разработана большая группа физических упражнений, многие из которых в настоящее
время используются в занятиях гимнастикой со школьниками. Однако не надо забывать, что занятиями гимнастикой в школах были охвачены только мальчики
и юноши. Девочки и девушки стали заниматься физическими упражнениями только в последнем десятилетии 19 века.

Швеция

Шведская система гимнастики возникла вслед за немецкой в начале XIX века. Политическое положение Швеции, весьма напряженное после окончания наполеоновских войн, потребовало
от правительства страны принять меры по укреплению армии и подготовке населения к возможной войне. В армии было решено ввести занятия
фехтованием и гимнастикой. Эта работа была поручена профессору Стокгольмского университета, поэту Пер-Гюнтеру Лингу (1776-1839).

В 1813 году по инициативе Линга в Стокгольме был открыт институт гимнастики, в котором он применял свои методы и средства физического воспитания. Он делил все виды гимнастики на четыре группы – военную, педагогическую, врачебную и эстетическую, уделяя основное внимание военной.

2 июня 1836г. был подписан королевский Приказ о введении военной гимнастики во всех полках и корпусах армии и военной академии.
В Приказе отмечалось, что военная гимнастика должна состоять из упражнений, разработанных Стокгольмским гимнастическим институтом. Одновременно, военная гимнастика была в обязательном
порядке введена во французской и прусской армиях.

Методические основы педагогической гимнастики разработалсын Пер-Гюнтера Линга Ялмар Линг (1820—1886), который продолжая дело, начатое отцом, разработал схему урока шведской гимнастики, систематизировал упражнения, ввел новые снаряды, среди которых широко известные: гимнастическая стенка, скамейка.

Снаряды в шведской гимнастике не имели такого значения, как, например, в немецкой. Они предназначались для того, чтобы было удобнее принимать исходные положения, более точно варьировать нагрузку и эффективнее воздействовать на отдельные группы мышц.

Но необходимо отметить, что шведская гимнастика имела научно-методическое обоснование, что позволило ей получить довольно широкое распространение во многих странах, включая Россию.

Франция

Французская система гимнастики, имевшая в основном военно-прикладную направленность, формировалась почти одновременно со шведской. Создателем гимнастической системы во Франции был полковник Француа Аморос (1770—1848).
Он ставил перед собой задачу создать гимнастическую систему, пригодную для всего мужского населения Франции.

В 1819г. он открыл Нормальную гимнастическую гражданскую и военную школу. Созданная им система естественно-прикладной гимнастики включала упражнения, которые помогали приобрести
навыки, необходимые в жизни и военных условиях: ходьбу и бег на местности с препятствиями, всевозможные прыжки с помощью шеста, палки,
ружья, ходьба по предметам в условиях суженой опоры, переноска груза или «раненого», всевозможные виды лазания, плавание и ныряние, борьба, метания,
стрельба, фехтование, танцы, верховая езда. Также применялись снаряды, которые часто используются в жизни (лестницы, канаты, шесты, заборы).

Иногда упражнения выполнялись под военные песни, что содействовало развитию дыхания и возбуждало патриотические чувства. Это была первая попытка введения своеобразного музыкального сопровождения на занятиях.

Вместе с Аморосом активное участие в распространении гимнастики во Франции принял щвейцарец Генрих Клиас (1782-1854). Его по праву считают создателем гимнастики в Швейцарии и Англии.

Чехия

Сокольская система гимнастики возникла в Чехии в середине XIX вв., в связи с ростом национально-патриотических настроений чешского государства, входившего в состав
Австро-Венгрии. Организационной формой, на которую опиралась сокольская гимнастика, явилось общество «Сокол», созданное профессором эстетики и истории искусств Пражского университета Милославом Тыршем (1832—1884)
и предпринимателем Фигнером.

Тырш был знаком со всеми системами гимнастики первой половины XIX вв., но ни одну из них он не считал полностью пригодной для организации массового гимнастического движения.

Для Тырша важнее всего было сделать упражнения красивыми и привлекательными даже в ущерб их гигиеническому, образовательному и военно-прикладному значению, он стремился придать всем положениям и движениям такую форму, которая вызывала бы у исполнителей и зрителей эмоциональный подъем, чувство радости и эстетическое наслаждение.

Основу сокольской системы составляли упражнения на гимнастических снарядах, вольные упражнения с предметами и без них, групповые (пирамидковые), боевые (упражнения с элементами фехтования, бокса, борьбы).

Система упражнений сокольской гимнастики подразделялись на четыре основные группы.

Первая группа — упражнения без снарядов: ходьба, бег, вольные упражнения, строевые упражнения, хороводы, танцы.

Вторая группа — снарядовые упражнения: прыжки простые в длину, прыжки «атакой» в высоту, прыжки с шестом в глубину, упражнения на козле,
столе в длину, коне в длину и ширину с ручками и без ручек, перекладине, брусьях, ходулях, лестнице, шведской стенке, канатах,
шестах, шведской скамье, бревне, коньках, велосипеде. Упражнения со снарядами: упражнения с различными отягощениями (палками, гантелями , тяжестями и т.д.); упражнения
в метаниях (копья, диска, молота, куба, ядра, мяча); упражнения с предметами (флажками, флагами, булавами, скакалками).

Третья группа — групповые упражнения: пирамиды, массовые гимнастические выступления, подвижные игры.

Четвертая группа — боевые упражнения: фехтование, борьба, бокс, упражнения с сопротивлением.

Важным нововведением стало то, что в сокольской гимнастике обращалось внимание не на количество повторений, как это было в немецкой и шведской гимнастике, а на красоту их выполнения. Все движения, которые выглядели некрасиво, «соколы» исключали.

Характерные черты сокольской гимнастики:

— выполнение упражнений с вытянутыми носками и пальцами рук, прямолинейность и резкость движений;

— выполнение вольных упражнений и упражнений на снарядах в виде комбинаций (т. е. логичного сочетания ряда элементов), причем особое внимание обращалось на красоту переходов из одного положения в другое и положений тела во время пауз;

— точное и красивое выполнение прыжков;

— занятия проводились под музыку, в единых красивых спортивных костюмах (соколки и рейтузы) и гимнастической обуви (чешки).

В целом система была направлена на регулярную и целенаправленную тренировку тела и рассматривалась ее автором в качестве средства физического и нравственного воспитания чешского народа, способствующего укреплению физических и нравственных сил и военной подготовки.

С1862 г. «соколы» стали проводить соревнования по гимнастике по специально разработанным правилам. Они являются основателями спортивной гимнастики.

Техничное и красивое выполнение упражнений сокольской гимнастики, организация массовых выступлений и спортивных соревнований обеспечили ей успех во многих странах мира, включая Россию, где в начале XX века она имела наибольшее число поклонников.

Источник

Тест. История Возникновения Гимнастики

Физические упражнения, напоминающие современные гимнастические, применялись людьми еще в глубокой древности. Они не были выделены в самостоятельный объект познания и использования в подготовке человека к жизни и трудовой деятельности.

Варианты ответов
  • Древние народы
  • период Ренессанса
  • Средневековье
Вопрос 3

Какой вид гимнастики пропогандирует Китай и Древный Китай?

Варианты ответов
  • Лечебная
  • Спортивная
  • Прикладная
Вопрос 4

Какой вид гимнастики существовал в древней Индии?

Варианты ответов
  • Дыхательная
  • Лечебная
  • Спортивная
Вопрос 5

Кто стал приемником гимнастической культуры Древней Греции?

Варианты ответов
  • Древний Рим
  • Древний Китай
  • Германия
Вопрос 6

Какая церковь запретила гимнастику и считала ее грехом?

Варианты ответов
  • Католическая
  • Православная
  • Протестантская
Вопрос 7

Кому в Европе в средневековье разрешалось использовать гимнастические упражнения ?

Варианты ответов
  • феодалы
  • крестьяне
  • все
Вопрос 8

Какие виды гимнастики сформировались в 18-19 веках

Варианты ответов
  • атлетическая, гигиеническая, прикладная
  • спортивная, оздоровительная, военная
  • военная, гигиеническая, спортивная
Вопрос 9

Какая европейская система гимнастики стала фундаментом для современной спортивной гимнастики?

Источник

Возникновение национальных систем гимнастики

Конец XVIII в. и первая половина XIX в. характеризуются даль­нейшим развитием капитализма. В этот период происходят буржу­азные революции во Франции, Испании, Португалии. Армия На­полеона покорила ряд европейских стран и совершила поход про­тив России, что оказало огромное влияние в том числе и на раз­витие военного дела.

Для успешного ведения захватнических и оборонительных войн нужны были массовые регулярные армии, хорошая вневойсковая военно-физическая подготовка молодежи. Эти обстоятельства сти­мулировали создание национальных систем гимнастики, отвеча­ющих требованиям капиталистического производства, военного дела, национальным и культурным особенностям народов.

Французская система гимнастики стала развиваться под влия­нием массового увлечения французской молодежи военно-физи­ческой подготовкой. Члены юношеских спортивных команд зани­мались гимнастикой, участвовали в туристских походах и воени­зированных играх. Наполеон преобразовал юношеские команды в школьные батальоны и сделал их резервом армии.

После поражения Франции в наполеоновских войнах работу по гимнастике во французской армии возглавил полковник Дон Франциско Аморос (1770 — 1848). В 1830 г. он издал «Руководство по воспитанию физическому, гимнастическому и моральному» и атлас, включавший 53 таблицы упражнений. Он организовал гражданскую и военную школы гимнастики. Его система гимнас­тики была естественно-прикладной и основывалась на идеях Лок-ка, Руссо, Песталоцци, военно-прикладной практике физичес­кой подготовки солдат и офицеров того времени.

С помощью гимнастических упражнений у солдат развивались мышечная сила, выносливость, гибкость, способность чувство­вать (развитие органов чувств), думать и действовать решительно и смело, формировались умения и навыки, необходимые в жизни и военных условиях. Для этого применялись ходьба, бег с пре­одолением препятствий, прыжки, метания, переноска грузов или «раненого», плавание и ныряние, фехтование и вольтижировка,

Читайте также:  Резервуар вертикальный стальной 400 м3 РВС 400 м3

верховая езда, танцы, лазание, перелезание с применением ле­стниц, шестов, канатов и других приспособлений. При обучении упражнениям использовался соревновательный метод. Кроме того, предусматривалось: а) физиологическое обоснование отдельных упражнений; б) врачебный и педагогический контроль за зани­мающимися; в) развитие у них не только двигательных способ­ностей, но и моральных, волевых качеств; г) хорошее знание индивидуальных особенностей учеников; д) развитие самостоя­тельности и творческой активности в учебно-воспитательной работе.

Военно-прикладной характер французской системы гимнасти­ки сохранился до XX в. Пользуясь положением хозяев II Олим­пийских игр 1900 г., французы настояли, чтобы в программу сорев­нований были включены прикладные упражнения: прыжки в дли­ну, с шестом, через препятствия, лазание по канату, поднима­ние тяжести массой в 50 кг и перетягивание каната.

Немецкая система гимнастики сложилась под влиянием пере­довой части немецкой буржуазии. Наибольший вклад в развитие гимнастики внесли ученые Фит, Гутс-Мутс, Ян, Шписс.

Герхард Ульрих Антон Фит (1763 — 1836) обобщил и система­тизировал все, что было сделано в области физических упражне­ний до него, и изложил в «Опыте энциклопедии физических уп­ражнений». Этот труд состоит из трех частей: «Данные к истории физических упражнений» (1794), «Система физических упражне­ний» (1795), «Приложения к первой и второй частям» (1819). Он дал определение понятия «Физическое упражнение»: это все дви­жения и применение физических сил человеческого организма, имеющие своей целью совершенствование последнего. С помощью гимнастических упражнений, по Фиту, педагог может: а) сохра­нить и укрепить здоровье занимающихся; б) развить красивые формы тела; в) увеличить силу, быстроту движений; г) развить точность и уверенность в движениях, придать бодрость и реши­тельность духу; д) развить потребность в умственной работе, в по­лезном проведении свободного времени; е) отвлечь от раннего появления половых потребностей.

Фит предложил ряд правил и методических указаний к прове­дению занятий: а) необходимость специально оборудованных мест занятий; б) высокая профессиональная подготовленность педаго­га; в) учет индивидуальных особенностей учеников при подборе упражнений (здоровье, конституциональные особенности, ука­зания врача).

На высокой технической основе Фит разработал упражнения в вольтижировке на деревянном коне и брусьях.

Он считал, что школьные экзамены можно было бы сделать публичными в виде соревнований в науке, искусстве и гимнасти­ческих упражнениях.

Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759 — 1839) в начале своей педагогической деятельности пытался приспособить идеи Руссо о физическом воспитании, его призыв к возврату на «лоно при­роды», идеализацию первобытного дикаря для воспитания силь­ного, мужественного молодого поколения, образцом которому дол­жен стать старый (средневековый) немец.

Гутс-Мутс написал ряд работ по гимнастике: «Гимнастика для юношества» (1804); «Игры для развития и отдыха тела и духа» (1796); «Гимнастическое руководство для сынов отечества» (1817) и др. Они были переведены на французский, английский, дат­ский языки и способствовали распространению идей автора в Ев­ропе.

После захвата Германии наполеоновской армией взгляды Гутс-Мутса на физическое воспитание изменились, этой перемене со­действовало национально-освободительное движение, развитие ка­питализма. Педагог считал, что с гимнастическими упражнения­ми надо знакомить студентов высших учебных заведений, буду­щих учителей. Ко всем остальным сословиям гимнастика, по его мнению, имела еще более близкое отношение, ибо их тело долж­но служить государству. Гимнастика тогда считалась основой на­циональной системы физического воспитания немецкого народа.

В систему гимнастики Гутс-Мутса входили следующие упраж­нения: прыжки в длину, высоту, в глубину и с шестом, ходьба и бег с препятствиями, метания различных предметов, лазания, перелезания, упражнения в равновесии (бревно, горизонтальный канат и др.), переноска тяжестей, маршировка со специальными военными упражнениями, плавание и др. Обучение проводилось наглядным методом, применялись соревнования, закладывался гимнастический стиль исполнения упражнений.

В целях организации борьбы за освобождение отечества от На­полеона в 1808 г. в Кенигсберге возник «Тугенбунд» («Союз доб­родетели»). В его работе принимали участие государственные и об­щественные деятели. Гимнастика рассматривалась как одно из важ­ных средств подготовки молодежи к освобождению родины. В 1809 г. этот союз по приказу Наполеона был закрыт. Однако под влияни­ем идей «Тугенбунда» националистами-патриотами в Браунсберге (Пруссия) был основан первый открытый плац как обществен­ное заведение для занятий гимнастикой.

Идеи Гутс-Мутса легли в основу немецкого турнена и швед­ской системы гимнастики.

Основателем, отцом немецкой гимнастики принято считать Иоганна Фридриха Людвига Кристофора Яна (1778 — 1852), край­него националиста-тевтономана. Слово «гимнастика» он заменил словом турнен, что означает изворотливость. Ян организовал гим­настические союзы, где готовились бойцы за освобождение Прус­сии от французской оккупации, пропагандировал мысль о вели-

чии и историческом призвании немецкого народа, его великого духа, языка и обычаев.

Занятиями гимнастикой Ян пытался восстановить утраченное равновесие человеческого образования, поставить рядом с одно­сторонней духовной деятельностью деятельность телесную, чрез­мерной утонченности противопоставить мужественность.

В свою систему Ян включил 24 группы упражнений. Многие из них заимствованы у Фита, Гутс-Мутса. Особое внимание уделя­лось упражнениям на гимнастическом коне, козле, параллельных брусьях, турнике (перекладине), упражнениям со скамейкой и об­ручем, акробатике, танцам. Применялись и военно-прикладные упражнения: стрельба из лука и огнестрельного оружия, перенос­ка тяжестей, верховая езда и др.

Упражнения без гимнастических снарядов и со снарядами ста­ли более интересными, привлекательными для молодежи из-за того, что их выполнению придавался состязательный характер. Ян поощрял достижения своих учеников, большое значение он при­давал форме движений и технике исполнения упражнений. Он требовал от воспитанников прямого положения головы, оттяну­тых носков ног, прямых линий в движениях и военной выправки. Зарождался гимнастический стиль выполнения упражнений.

Курс гимнастики был рассчитан на два периода. В первом пери­оде применялись сравнительно простые упражнения: ходьба, бег, прыжки, лазание, упражнения на снарядах, игры. Соблюдался прин­цип постепенности, последовательности, правильного сочетания нагрузки с отдыхом. Большое внимание уделялось развитию воли, изучению индивидуальных способностей занимающихся. Во вто­ром периоде гимнасты выполняли более сложные упражнения.

Занятие состояло из двух частей. В первой части ученики рабо­тали самостоятельно, каждый сам себе выбирал, чем заниматься. В это время старосты и преподаватели обеспечивали порядок, стра­ховку, оказывали помощь и наблюдали за склонностями, стрем­лениями и способностями учеников. Во второй части занятия вы­полнялись обязательные для всех упражнения. Ученики делились на отделения по возрасту. Им показывались основные и подводя­щие упражнения, которые они должны были повторять вслед за учителем. Изученное упражнение повторялось многократно (до 100 и более раз). Главное внимание уделялось развитию мышечной силы, выносливости и воли.

В учебнике «Немецкая гимнастика», изданном Яном совмест­но с Ф. Эйзеленом, дано описание упражнений в ходьбе, беге, прыжках, на гимнастическом коне, козле и подробно на брусьях и турнике.

В 1811 г. Ян открыл гимнастическую площадку на воздухе в Гес-сенгайдене, недалеко от Берлина. Это содействовало дальнейше­му развитию гимнастики.

В 1863 г. на гимнастическом празднике в Лейпциге присутствова­ли 19921 представитель от различных гимнастических округов, ко­торые объединяли 134506 человек, занимавшихся гимнастикой.

Прусское правительство использовало гимнастику как один из рычагов мобилизации населения для решения государственных за­дач. С этой целью организуются гимнастические общества и союзы, гимнастика вводится в систему школьного обучения.

Основателем школьной гимнастики в Германии считается Адольф Шписс (1816 — 1858) — преподаватель гимнастики, ис­тории и пения. Опираясь на работы своих предшественников, он разработал систему школьной гимнастики и обосновал не­обходимость преподавания ее в качестве обязательного предме­та. В четырехтомном труде «Учение о турненском искусстве» он дал описание строевых и вольных упражнений, разработал уп­ражнения в висах и упорах. Идею Песталоцци о формировании способностей у детей к трудовой деятельности с помощью гим­настических упражнений он фактически развил до необходи­мости преподавания дисциплинирующих, муштрующих воль­ных упражнений. Основными из них были ходьба, бег, прыж­ки, подпрыгивания, повороты, упражнения для рук, туловища и ног. Упражнения выполнялись под музыкальное сопровожде­ние, сочетались с пением и демонстрировались на гимнасти­ческих праздниках.

Шписс увеличил размеры перекладины и брусьев, чтобы мож­но было заниматься на них по 4 —6 человек одновременно, и при­способил их для занятий со школьниками. Упражнения были сис­тематизированы в порядке возрастающей сложности. При подбо­ре упражнений и дозировке нагрузки осуществлялся дифферен­цированный подход к мальчикам и девочкам, сильным и слабым ученикам. Урок гимнастики начинался с выполнения строевых упражнений на месте и в движении, затем выполнялись вольные упражнения и упражнения на снарядах. Заканчивался урок под­вижными играми и массовыми упражнениями.

Основным недостатком метода Шписса было то, что упражне­ния выполнялись всеми учениками одновременно. Это затрудняло индивидуальный подход, индивидуальность подчинялась формаль­ным требованиям дисциплины и порядка. Строевые и вольные упражнения, действительно располагавшие огромными возмож­ностями всестороннего воздействия на человека, служили лишь средством дисциплинирования и муштры.

Шписс завершил создание немецкой системы гимнастики.

Шведская система гимнастики. Ее основателем был Пер Ген­рих Линг (1776 —1839). Он окончил богословский факультет Упсаль-ского университета, Институт для детей и взрослых в Копенгаге­не (Дания) — первое учебное заведение в Европе по физическо­му воспитанию. Линг был высокообразованным человеком, увле-

£• Гимнастика

кался поэзией. За успехи в этой области он был избран членом Шведской академии.

Яльмар Линг, сын П.Линга, разработал и ввел новые шведские снаряды: стенку, скамейку, двойной бум, плинт и др. Им приме­нялись упражнения и на уже известных в других системах гимна­стики снарядах (канат, шест, лестница, козел, конь, брусья, пе­рекладина и др.). Однако здесь снаряды лишь помогали лучше выполнить упражнения, предусмотренные планом урока. Их при­менение могло быть заменено помощью товарища. Большое зна­чение придавалось исходным положениям.

Урок гимнастики состоял из 16 частей. Упражнения выполня­лись в строго установленной последовательности: построение груп­пы или перестроение для занятий, подготовительные упражне­ния для ног, упражнения для формирования правильной осанки, упражнения в равновесии, для мышц живота, отвлекающие уп­ражнения для ног, подтягивания, дыхательные упражнения.

П. Линг и Я. Линг совместно с учеными Браттингом, Тернгре-мом и др. подробно разработали педагогическую гимнастику, счи­тая, что высшая цель гимнастики — забота о гармоническом раз­витии человеческого тела.

Военная гимнастика в армии была направлена на подготовку послушного, дисциплинированного солдата с хорошей военной выправкой и красивой осанкой.

Шведскую гимнастику выгодно отличали ее оздоровительный характер, подбор упражнений в зависимости от анатомических возможностей, строгая направленность на вовлечение в работу определенных мышц, многообразие упражнений, внедрение но­вых снарядов и методик обучения. Эта система гимнастики быстро стала популярной во многих странах Европы. Однако и она имела ряд недостатков, на которые указывали П.Ф.Лесгафт и Ж.Деме-ни, а именно: упражнения не соответствовали строению тела че­ловека, не согласовывались с его физиологическими процесса­ми, не использовались для решения образовательных задач.

Если проанализировать все рассмотренные системы, то следу­ет сказать, что их авторы недооценивали такие средства воздей­ствия на человека, на его личностные свойства, как слово педаго­га, музыка, условия проведения занятий. Не всегда учитывались образовательно-воспитательные возможности не только отдель­ных групп упражнений, но и гимнастики в целом.

Источник

Adblock
detector