Разработка Проектов Производства Работ на армирование монолитных конструкций
Разработка Проектов Производства Работ на армирование монолитных конструкций

Разработка Проектов Производства Работ на армирование монолитных конструкций

ППР на арматурные работы

Разработка Проектов Производства Работ на армирование монолитных конструкций

7.6. Требования безопасности при установке арматуры.

7.6.1. При сборке арматурного каркаса фундаментных конструкций непосредственно у места установки отдельные стержни арматуры необходимо спускать в котлованы и траншеи по специальным лоткам. Спуск рабочих в котлованы разрешается по стремянкам, а в узкие траншеи — по приставным лестницам; спускаться по распоркам креплений запрещается.

7.6.2. При установке арматуры колонн, стен и других вертикальных конструкций через каждые два метра по высоте должны устраиваться подмости с настилом шириной не менее 1 м, имеющие перильные ограждения и бортовую доску. Арматуру колонн, устанавливаемую готовыми каркасами без опалубки, до надлежащего соединения их с арматурой, расположенной ниже, необходимо раскреплять при помощи подпорок, тяг или другим способом; находиться на каркасе до его полной установки и раскрепления запрещается.

7.6.3. Устанавливать арматуру с лесов и подмостей разрешается лишь после проверки их исправности мастером (прорабом) и получения от него соответствующего разрешения. Работать с непроверенных лесов и подмостей, а также с настилов, уложенных на случайные опоры (кирпичи, бочки и др.),запрещается.

Во избежание перегрузки лесов и подмостей, а также падения с них предметов не разрешается устраивать на них запасы арматуры и других материалов.

7.6.4. Места под лесами и подмостями во время работы на них должны быть закрыты для прохода людей и движения транспорта или защищены навесами во избежание падения сверху каких-либо предметов. Сбрасывать вниз инструмент, доски, обрезки металла и другие предметы запрещается.

7.6.5. Армирование отдельных прогонов и балок (при отсутствии опалубки плиты) должно производиться через одну из стенок короба опалубки с временного настила, имеющего перильные ограждения и бортовые доски; боковая стенка короба закрывается после окончания армирования. Производить армирование отдельных прогонов и балок, находясь наверху опалубки, запрещается.

7.6.6. При отсутствии лесов и подмостей арматурщики, работая па высоте, обязаны пользоваться предохранительными поясами. Предохранительный пояс следует два раза в год испытывать на прочность нагрузки, а также подвергать регулярному осмотру. Для переноски и хранения инструментов при работе на высоте необходимо пользоваться сумками, надетыми через плечо.

7.6.7. При подъеме и установке тяжелых каркасов, сеток, а также каркасов, смонтированных вместе с опалубкой в целые блоки, арматурщик обязан знать и выполнять следующие правила безопасности:

  • к строповке поднимаемого груза (каркасов и блоков) могут допускаться только лица, прошедшие специальное обучение и имеющие необходимый опыт работы по строповке грузов;
  • рабочие, участвующие в подъеме и установке арматуры грузоподъемными кранами и механизмами, должны хорошо знать сигнализацию;
  • перед подъемом грузовой канат крана (механизма) должен находиться в вертикальном положении над центром тяжести груза;
  • осмотреть зону подъема груза и убедиться в отсутствии людей.

Поднимать груз, засыпанный землей или заложенный другими предметами, а также находиться на грузе или под грузом во время его перемещения запрещается.

7.6.8. При подъеме арматурных сеток, каркасов, арматурно-опалубочных блоков необходимо пользоваться оттяжками из прочного пенькового каната или тонкого стального троса.

7.6.9. Снимать стропа поднятых и установленных арматурных каркасов и блоков можно лишь после их надежного закрепления. До закрепления арматурных каркасов и блоков находиться на них рабочим запрещается. Оставлять на весу устанавливаемую арматуру нельзя.

7.6.10. При подаче и установке арматуры вблизи электропроводов должны быть приняты меры предупреждения от поражения электротоком; следует оградить электросеть от соприкосновения с арматурой или обесточить ее.

7.6.11. При сварке арматуры внутри коробов опалубки следует пользоваться диэлектрическими перчатками и галошами, а также применить шланговые провода для питания сварочного аппарата.
Запрещается сваривать или вязать вертикально установленные каркасы, стоя на приваренных или привязных хомутах или стержнях.

7.6.12. Во избежание ранения рук при установке арматуры в опалубку под нижние стержни следует укладывать прокладки.

7.6.13. Для прохода по верху арматуры, уложенной на перекрытии, необходимо устраивать на козелках, установленных на опалубке, настил шириной 30-40 cм.

7.6.14. После окончания работ по заготовке и упаковке арматуры рабочий обязан:

Источник

Армирование ленточного фундамента – правила, схемы, инструкции

Возведение фундаментного основания зданий это важнейший этап строительства, который определяет дальнейшую надежность и долговечность постройки. Поэтому при выполнении этой работы не допустима непродуманная экономия на расходах материалов и самовольные изменения проектных решений принятых специалистами.

Ленточные фундаменты пользуются заслуженной популярности при строительстве объектов индивидуальной застройки. Это объясняется возможностью универсального применения для самых различных зданий на большинстве распространенных типов грунтов.

Они отличаются высоким уровнем надежности и возможностью выполнения монтажа своими руками. Ленточные фундаменты нельзя применять для строительства зданий на неустойчивых грунтах, в заболоченной местности и на вечной мерзлоте.

Описание конструкции ленточного фундамента

Несущее основание этого типа представляет собой заглубленную в землю железобетонную монолитную ленту. Она монтируется под все несущие стены и тяжелые перегородки. Глубина заложения фундамента определяется в зависимости от следующих исходных параметров:

  • общий вес строительных конструкций здания с учетом снеговых нагрузок, мебели и установленного оборудования;
  • тип и строение грунтов на участке;
  • глубина залегания грунтовых вод;
  • нижняя точка промерзания грунта в холодное время года.

В результате фундамент небольших легких зданий домов быть мелкозаглубленным и иметь нижнюю опору на глубине 500-800 мм. Для тяжелых больших зданий и при наличии подвала подошва монолитной конструкции должна находиться ниже точки промерзания грунта более чем на 400 мм.

Ширина фундаментной ленты в ее верхней части зависит от толщины возводимых стен и должна превышать ее более чем на 100 мм, но в любом случае не мене 300 мм. В нижней части может быть предусмотрено наличие более широкой опорной подошвы, которая устраивается при большом весе строительных конструкций или слабых грунтах. Однако правильный расчет такой опоры довольно сложная инженерная задача. Данные о поперечном сечении фундаментной ленты и об общей массе строительных конструкций позволяют правильно рассчитать конструкцию армирующего каркаса.

Расчет фундамента должен быть выполнен на профессиональном уровне

Наличие армирующего каркаса повышает прочность фундаментного монолита и позволяет более равномерно распределить весовую нагрузку на грунт. При проектировании элементов здания всегда учитываются реальные данные, на основании которых получают результат способный обеспечить долговечность и надежность постройки.

На основании этого можно сделать вывод, что для разработки проекта необходимы специальные знания и опыт подобных работ. Поэтому выполнение расчетов и определение проектных схем рекомендуется поручить специалисту, а вот монтажные работы можно выполнять самостоятельно. Если только вы не собираетесь построить небольшой сарай, баньку, хозяйственные постройки или легкий гараж.

Расчет необходимого количества материалов

При определении нужного количества арматуры следует учитывать, что продольные струны и поперечные прутки имеют разный диаметр и цену. Имея проект подсчитать количество необходимого для армирования материала не сложно. Только следует предусмотреть запас 7-10% на остатки в виде коротких обрезков и на нахлесты при соединении прутов на длинных участках.

Если вы производите расчеты самостоятельно, то рекомендуется принять:

  • диаметр арматуры 10 мм для продольных участков длиной до 3-х метров;
  • 12 мм на участках более 3-х метров;
  • поперечная арматура с гладкой поверхностью диаметром 8 мм.

Кроме этого не забудьте приобрести вязальную проволоку (сварка прута для железобетона запрещена), а так же фиксаторы «звездочка» и «опора», которые устанавливаются на каждый крайний прут через каждые 3 метра.

Общее количество продольных армирующих струн определяется по суммарному сечению. Согласно СНиП общая площадь сечения арматуры должна быть не менее 0,1% от поперечного сечения фундаментной ленты. Если в результате вы определите, что для армирования достаточно всего 2-х прутов, то эту количество необходимо увеличить до 4-х. При этом принимая минимальное сечение прутов в 10 мм. Поперечные прутки никаких нагрузок не несут и считаются фиксирующими элементами.

Читайте также:  Значение коэффициента альфа для фундаментов

Шаг поперечных прутков (хомутов) должен быть не более трех четвертей высоты фундаментной ленты и меньше 500 мм. В местах примыкания двух прямых конструкций и на углах шаг должен уменьшаться вдвое. Существует много специально разработанных схем вязки углов элементов и примыкающих участков. Перед началом работы рекомендуем с ними ознакомиться.

Что нужно знать про арматуру

Для ленточных фундаментов обычно применяют горячекатаную арматуру классов A-II и A-III с диаметром от 10 мм с периодическим профилем (рифленую), который обеспечивает надежное сцепление металла с бетоном. Пруты класса A-I с гладкой поверхностью и сечением 8-10 мм применяют для изготовления связующих хомутов и перемычек.

Источник



Техника безопасности при производстве арматурных работ

Устанавливаемые арматурные элементы следует обя­зательно закреплять, оставлять их незакрепленными не разрешается. Вязать или сваривать арматуру, стоя на привязанных или приваренных хомутах или стержнях, запрещено.

При установке арматуры колонн, стен и других верти­кальных конструкций высотой более 3 м следует через каждые 2 м по высоте устраивать подмости с насти­лом шириной не менее 1 м и ограждением высотой не менее 0,8 м.

При вывешивании верха готового каркаса колонн и его раскреплении применяют подпорки и доски. Во вре­мя вязки и сварки вертикальных установленных каркасов стоять на их стержнях запрещено.

Нельзя находиться на арматурно-опалубочных бло­ках до полной их установки и закрепления.

Ходить по заармированному перекрытию разреша­ется только по ходам шириной 0,3 и 0,4 м, установлен­ным на козелках.

Запрещено хранить запасы арматуры на подмостях. При установке арматуры вблизи электрических прово­дов, находящихся под напряжением, следует принять меры, исключающие прикосновение арматуры к прово­дам.

Металлическую окалину, пыль, грязь со стержней и сварных соединений удаляют ручным или механизиро­ванным способом; эту работу выполняют в защитных очках и плотных перчатках.

Перед началом электросварочных работ необходимо проверить:

  • исправность электросварочного аппарата и изоляцию корпуса аппарата, сварочного провода и электродвига­теля (у аппаратов с дистанционным управлением);
  • наличие и правильность заземления сварочного аппа­рата; отсутствие вблизи места сварки (на расстоянии не менее 5 м от него) легко воспламеняющихся веществ.

Сварочные аппараты и агрегаты, установленные на открытой площадке, защищают от атмосферных осадков (навесами или брезентом) и механических повреждений.

Выполнять электросварочные работы под открытым небом во время дождя и грозы запрещено. Длина про­вода между питающей сетью и передвижным сварочным агрегатом для ручной дуговой сварки должна быть бо­лее 15 м. Во избежание механических повреждений про­вода помещают в резиновый рукав. Нельзя использовать провода с поврежденной оплеткой и изоляцией.

Выполнять сварочные работы на высоте с лесов, под­мостей и люлек разрешено только после того, как будет проверена руководителем работ надежность этих уст­ройств, а также приняты меры, предупреждающие заго­рание настила и падение расплавленного металла на ра­ботающих внизу людей.

Сварщики, работающие на высоте, должны иметь пе­налы или сумки для электродов и ящики для огарков. Разбрасывать огарки запрещено.

При работе с открытой электрической дугой электро­сварщикам необходимо защищать лицо и глаза шлемом- маской или щитком с защитными стеклами-светофиль­трами. От брызг расплавленного металла или загрязне­ния светофильтры защищают простым стеклом.

Рабочих, помогающих электросварщику, в зависимо­сти от условий также обеспечивают щитками и очками.

При обслуживании автоматов для сварки под флю­сом необходимо использовать очки в чешуйчатой опра­ве с синими светофильтрами.

Требования к качеству установленной арматуры дол­жны быть соблюдены при любом способе выполнения ра­бот.

Приемку установленной арматуры оформляют актом на скрытые работы.

Сборка арматуры укрупненными элементами ускоря­ет выполнение работ и снижает их трудоемкость. После­довательность установки укрупненных арматурных эле­ментов на монтаже зависит от условий производства работ. Монтаж крупных арматурных конструкций про­мышленных и специальных сооружений выполняют по проекту производства работ, в котором указаны после­довательность установки отдельных элементов, способы их подачи и крепления узлов, а также типы используе­мых временных приспособлений. Установку арматуры можно начинать только после проверки соответствия опалубки проектным размерам и подписания акта о при­емке работ по устройству опалубки.

Сборка арматуры плит и стенок укрупненными эле­ментами заключается в укладке готовых сварных ру­лонных или плоских сеток, которые раскатывают на опалубке между балками и прогонами и закрепляют в проектном положении. Стыки рабочей арматуры диа­метром до 32 мм в сварных и вязаных каркасах вы­полняют внахлестку без сварки. При диаметре стерж­ней 32. 40 мм такие стыки не рекомендуются, а свыше 40 мм — не допускаются. Не допускается также устрой­ство стыков внахлестку без сварки элементов, сечение которых полностью растянуто, например, в затяжках, а также в тех случаях, когда применяют арматуру из стали классов А-1УК и А-Шв.

Сварные сетки в нерабочем направлении можно ук­ладывать впритык без нахлестки и без дополнительных стыковых сеток в следующих случаях: при укладке свар­ных полосовых сеток в двух взаимоперпендикулярных направлениях; при наличии в местах стыка дополни­тельного конструктивного армирования в направлении распределительной арматуры.

Стыковку рабочих стержней на месте установки свар­ных сеток и каркасов выполняют дуговой сваркой при их диаметре не менее 8 мм. Стержни диаметром до 18. 20 мм сваривают с помощью накладки или внахлестку. Осуществляют также стыковку приваркой стержней се­ток и каркасов к общей стальной полосе. В этом случае общая длина фланговых швов на каждом стержне дол­жна быть не менее десяти диаметров приваренного стер­жня. Соединение стержней диаметром свыше 18 … 20 мм выполняют ванным способом на желобчатых подклад­ках или накладках.

Источник

Технология выполнения арматурных работ

Арматуру из вязанных сеток и каркасов или отдельных стержней следует устанавливать с соблюдением основных правил действующих технических условий:

  • сварные стыки стержней арматуры из стали с холодной обработкой располагают так, чтобы площадь стержней, стыкуемых в одном сечении, не превышала 25% общей площади рабочей арматуры;
  • стержни арматуры в местах пересечения сваривают или скрепляют проволокой;
  • хомуты каркасов колонн и балок располагают перпендикулярно рабочей арматуре;
  • пересечения стержней с углами хомутов сваривают или связывают полностью, пересечения с прямыми участками – полностью или в шахматном порядке;
  • крюки угловых стержней при стыковании продольной арматуры колон внахлестку устанавливают под углом 45о к опалубке, крюки промежуточных стержней – под углом 90о;
  • концы хомутов каркаса колонн должны быть загнуты внутрь колонн; длина крюков не менее 60 мм для стали диаметром до 8 мм и не менее 80 мм для стали диаметром более 8 мм;
  • стыки (замки) хомутов колонн располагают вразбежку;
  • расстояния в свету между стержнями рабочей арматуры горизонтальных и наклонных элементов должны быть не меньше диаметра стержней, но больше 25 мм для нижней арматуры и 30 мм – для верхней.

Стыкование сваркой рабочих стержней из горячекатаной стали гладкого и периодического профиля производят встык (реже), внахлестку или с накладками (рис. 1).

59. Стыковка арматурных стержней с помощью сварки

Рис. 1. Стыковка арматурных стержней с помощью сварки: а, б, г, д — с накладками; в — внахлестку; 1 — стыкуемые стержни; 2 — на-кладки из арматурных стержней того же диаметра; 3 — накладки из уголка; 4 — сварной шов

Нас стыковании сварных сеток из гладких стержней на длине стыка должно быть расположено не менее 3-х стержней распределительной арматуры. При стыковании сеток из стержней периодического профиля в рабочем направлении (в растянутой зоне) приварка стержней в пределах стыка не обязательна, но требует увеличения длины нахлестки на 5 диаметров.

Стыки сварных сеток в нерабочем направлении выполняют внахлестку, причем расстояние между осями крайних рабочих стержней должно быть не менее 50 мм, при диаметре распределительной арматуры до 4 мм, и не менее 100 мм – при больших диаметрах.

Читайте также:  Распространенные проблемы и ошибки

Сетки, оканчивающиеся на свободном поле, должны иметь хотя бы один поперечный стержень, расположенный за гранью поля.

Примеры стыковки арматурных сеток внахлестку без сварки представлены на рис. 2.

60. Стыковка арматурных сеток внахлестку без сварки

Рис. 2. Стыковка арматурных сеток внахлестку без сварки: а) из сеток гладких стержней; б) сеток из стержней периодического профиля; в в нерабочем направлении перепуском; г) в рабочем направлении с дополнительной сеткой

Вязка стержней арматуры осуществляется внахлестку в 3-х местах отожженной вязальной проволокой диаметром 1,6-1,8 мм или с помощью пластмассовых фиксаторов. Для ручной вязки арматуры применяют различные приспособления: кусачки, специальные крючки и т.п. (рис. 3).

61. Приспособления для вязки арматуры

Рис. 3. Приспособления для вязки арматуры: крючок, кусачки и пистолет для вязки

В современном строительстве в дополнение к широко применяемым методам соединений арматуры (электросваркой и/или вязкой проволокой) добавился метод с использованием механических соединений арматурных стержней. Механические соединения арматурных стержней подразделяются на два основных вида:

  • Соединения с применением обжимных муфт (рис. 4);
  • С применением резьбовых муфт (рис. 5):
    • с цилиндрической резьбой;
    • с конической резьбой.

    Резьбовые муфт для соединения арматуры дают возможность обеспечения дополнительной прочности конструкции, а также экономия материала (до 20%). Технология также повышает сейсмостойкость и долговечность ЖБИ, одновременно уменьшая нагрузку на фундамент. Качественные соединительные муфты для арматуры позволяют сократить время монтажа, заметно снизив общие сроки строительства.

    63. Стыковка арматуры с помощью муфт

    Рис. 5. Стыковка арматуры с помощью муфт:
    а — внешний вид резьбового муфтового соединения; б -муфта соединительная для арматуры с параллельной резьбой; в — муфта для соединения арматуры мс конической резьбой; г — безрезьбовые механические муфты

    При армировании и в процессе бетонирования конструкций необходимо строго соблюдать толщину защитного слоя, которая, прежде всего, зависит от вида конструкции. Для обеспечения защитного слоя между арматурой и опалубкой устанавливают прокладки из бетона, пластмассы и других материалов (рис. 6). Крепление арматуры к опалубке показано на рисунке 7.

    64. Виды фиксаторов для обеспечения защитного слоя бетонаРис. 6. Виды фиксаторов для обеспечения защитного слоя бетона: I — пластмассовые фиксаторы; II — закладные элементы стеклофибробетонные 65. Схема установки фиксаторов защитного слоя арматуры к опалубке колоннРис. 7. Схема установки фиксаторов защитного слоя арматуры к опалубке колонн (а): 1 — контур устанавливаемой опалубки; 2 — пластмассовый фиксатор защитного слоя арматуры;3 — арматурный каркас; 4 — арматурный фиксаторограничитель;
    к опалубке стен (б): 1 — опалубочный щит, 2— струбцина, 3 — фиксаторы, установленные в шахматном порядке для создания защитного слоя бетона, 4 — струбцина для устранения осевого смещения свариваемых стержней

    Толщину защитного слоя бетона для арматуры при отсутствии указаний в проекте следует принимать по данным табл. 1.

    1. Толщина защитного слоя бетона

    Таблица 1. Толщина защитного слоя бетона

    Доставку арматурных элементов и заготовок на строительные объекты осуществляют специализированным автотранспортом с соблюдением мер против деформации и порчи арматуры. Если длина заготовок на 1.5 – 2 м превышают длину кузова автомобиля, то применяют специализированные прицепы.

    Арматурную сталь следует хранить в закрытых складах по профилям, классам, диаметрам на стеллажах (рис. 8), кассетах, бункерах, штабелях со свободными проходами Допускается хранение под навесом и не допускается хранение на земляном полу или вблизи агрессивных химических веществ.

    66. Хранение арматуры

    Рис. 8. Хранение арматуры

    Укрупнительную сборку и монтаж арматуры производят специализированные звенья арматурщиков или реже рабочие комплексных бригад, имеющих смежные профессии (например, арматурщик – бетонщик, арматурщик – слесарь строительный).
    Целью укрупнительной сборки является уменьшение затрат труда, в том числе и за счет сборки пространственных каркасов из плоских, на нулевой отметке. Работы в этом случае проводятся в зоне действия монтажного крана.

    Строповку арматурных элементов во избежание деформации производят в строго определенных точках (рис. 9).

    67. Схема строповки арматурных заготовок

    Рис. 67. Схема строповки арматурных заготовок:
    а — арматурная сетка стены; б — вертикальный каркас; в сетка в рулонах; г — сетка плиты; д горизонтальные каркасы; е — стержневой арматуры; ж — строповка обвязкой «на удав»; обвязкой стропами СКК;
    1 — сетка стены; 2 — двухконцевая траверса; 3 — армокаркас колонны; 4 — двухветвевой строп; 5 — сетка плиты; 6 — четырехконцевая траверса; 7 — горизонтальный армокаркас.

    Крупноразмерные каркасы столбчатых фундаментов и подколонников монтируют с помощью кранов самобалансирующимися стропами, которые переводят армокаркас из горизонтального положения в вертикальное без деформаций (рис. 10).

    68. Технологическая схема установки тяжелых каркасов фундаментов

    Рис. 10. Технологическая схема установки тяжелых каркасов фундаментов:
    а — схема монтажа, б — схема строповки; 1 — каркас, 2 — блок вспомогательного крюка, 3 — самобалансирующаяся траверса, 4 — монтажный кран, 5 — расчалки

    Армокаркасы колонн (рис. 11) монтируют, как правило, до установки опалубки (возможен монтаж нежестких каркасов в некоторых случаях и после установки опалубки). Нижнюю часть рабочих стержней сваривают или связывают со стержнями, выпущенными над фундаментом или нижестоящей колонной. Вязка арматурного каркаса непосредственно на проектной отметке выполняется также до установки опалубки.

    69. Технологическая схема монтажа арматурных каркасов колонн

    Рис. 11. Технологическая схема монтажа арматурных каркасов колонн:
    а — установка каркаса в проектное положение с выверкой раскосами, б — то же, в опалубку из двух щитов; в — то же, в опалубку из трех щитов, г — при полностью смонтированной опалубке; 1 — арматурный каркас, 2 — раскосы для выверки и временного крепления, 3 — щиты опалубки, 4 — выпуски арматуры, 5 — съемный щит для устройства стыков арматуры, 6 — строповочное устройство

    Если арматурные сетки для стен жесткие, то их устанавливают до опалубочных работ, если недостаточная жесткость, то сетки можно устанавливать после монтажа опалубки, по крайней мере, с одной стороны стены.

    Плиты железобетонных перекрытий армируют, как правило, сварными сетками, которые укладывают по опалубке в направлении, указанном в проекте. На опорах сетку укладывают на верхнюю арматуру балок в пролете на опалубку.

    При армировании ребристых перекрытий в первую очередь устанавливают армокаркасы балок и ригелей, а затем сетки плит.

    При возведении монолитных многоэтажных зданий сначала армируют стены в пределах этажа, а потом перекрытие. Связь арматуры по этажам осуществляется выпусками вертикальных стержней длиной 20 – 30 см.

    При изготовлении предварительно напряженных конструкций производят натяжение арматуры с целью исключения в бетоне растягивающих напряжений.

    Существует два метода натяжения арматуры: «на бетон» и «на упоры». В зависимости от метода выбирают способы натяжения механический, электротермический или электротермомеханический. Чаще высокопрочную стержневую арматуру диаметром 8-22 мм натягивают электротермическим способом, а диаметром 25-40 мм механическим.

    Механический способ (рис.12, 13) предполагает применение гидравлических домкратов, лебедок и т.п. механизмов. Электротермическое натяжение основано на удлинении арматурных элементов при их нагревании за счет пропуска электрического тока. Электротермомеханический способ – комбинированный, в котором часть натяжения арматуры создается механически, а другая часть – электротермически.

    70. Стандартная система для натяжения арматуры

    Рис. 12. Стандартная система для натяжения арматуры:
    а — последовательность действий б — инструменты: электронасос и домкрат

    Натяжение осуществляют ступенями по 3– 5 МПа. При достижении в арматуре напряжения на 10 % больше проектного, ее выдерживают в течении 5 мин, а затем напряжение снижают до проектного значения и закрепляют напряженную арматуру.

    Для натяжения применяют стержневую арматуру периодического профиля, высокопрочную проволоку в виде прядей, канатов и пучков.

    Натяжение арматуры «на бетон» осуществляют, как правило, механическим способом с помощью гидравлических домкратов. Натяжение передается на бетон концевыми групповыми или индивидуальными анкерами. Этот метод используют в основным при изготовлении индивидуальных конструкций большого пролета. При длине напрягаемой арматуры более 10 м ее натягивают с двух концов одновременно. Для создания монолитной конструкции и защиты арматуры от коррозии ее помещают в каналы, устраиваемые при бетонировании конструкций, напрягают и с помощью растворонасоса или пневмонагнетателя нагнетают высокопрочный цементный раствор (инъецируют каналы). Для образования каналов в подготовленную для бетонирования конструкцию устанавливают каналообразователи (стальные трубы, резиновые рукава, стальные тонкостенные гофрированные трубки и т.п.), диаметр которых на 10-15 мм больше диаметра напрягаемой арматуры. Во избежание сцепления с бетоном их проворачивают вокруг оси через каждые 10-15 мин, а через 2-3 часа после окончания бетонирования извлекают из конструкции.

    Инъецирование каналов осуществляют высокопрочным раствором не ниже М300 на цементе М400-М500 и чистом песке. Нагнетание ведут непрерывно с начальным давлением около 0,1 МПа и последующим повышением до 0,4 МПа. Прекращают инъецирование, когда раствор начнет вытекать с другой стороны канала.

    Натяжение арматуры «на упоры» выполняют до бетонирования конструкции. Упоры располагают вне конструкции. После достижения бетоном необходимой прочности на него передается усилие предварительного напряжения за счет сцепления арматуры с бетоном.

    При этом способе возможно использование всех трех вышеназванных способов натяжения, но наиболее предпочтителен электротермический, который заключается в нагревании арматуры электрическим током.

    71. Оборудование для производства напряженного железобетона

    Рис. 13. Оборудование для производства напряженного железобетона

    Контроль качества при производстве арматурных работ

    Приемочный контроль арматурных элементов включает проверку их установки, величины защитного слоя и допускаемых отклонений.
    Установленные арматурные элементы должны соответствовать нормативным параметрам (табл. 2).

    2. Допускаемые отклонения при устройстве арматурных элементов

    Таблица 2. Допускаемые отклонения при устройстве арматурных элементов

    Стыковые соединения стержней, выполненных ванной или ванно – шовной сваркой, а также тавровые соединения закладных деталей частично или полностью проверяют с помощью ультразвуковой дефектоскопии с возможным последующим просвечиванием сомнительных участков рентгеновскими или гамма–лучами.

    В сварных швах допускаются следующие дефекты:

    • в соединениях, доступных для сварки с двух сторон непровары глубиной до 5% толщины металла, но не более 2 мм;
    • в соединениях, доступных для сварки с одной стороны без применения подкладок – непровары глубиной до 16% толщины металла, но не более 3 мм;
    • шлаковые включения или одиночные и групповые поры размером не более 10% толщины металла и не более 3 мм;
    • цепочка шлаковых включений при суммарной длине не более 200 мм на 1 м шва;
    • шлаковые включения или одиночные и групповые поры не более 5 шт. на 1 см2 шва.

    Арматурные работы относятся к числу скрытых, поэтому их приемка оформляется актами на скрытые работы.

    Техника безопасности при производстве арматурных работ

    Заготовка и обработка арматуры должна выполняться в специально оборудованных местах.

    При заготовке арматуры необходимо:

    • ограждать места, предназначенные для разматывания бухт и выпрямления арматуры;
    • складывать заготовленную арматуру в специально отведенных местах;
    • закрывать щитами торцевые части арматурных элементов в местах проходов шириной до 1 м;
    • при резке арматуры на отрезки длиной до 0,3 м применять приспособления, предупреждающие их разлет;
    • ограждать рабочее место при обработке стержней, выступающих за габариты верстака, а если верстак двусторонний, то разделять его посередине продольной металлической сеткой высотой не менее 1 м.

    При установке арматуры вертикальных конструкций (колонны, стены и др.) необходимо через каждый 2 м по высоте устраивать подмости с ограждением высотой не менее 0,8 м.

    Передвижение по горизонтально уложенным сеткам разрешается только по специальным ходовым доскам, установленным на козелки.

    При выполнении работ по натяжению арматуры необходимо:

    • устанавливать в местах прохода рабочих защитные ограждения высотой не менее 1,8 м;
    • оборудовать устройства для натяжения арматуры сигнализацией;
    • не допускать нахождения людей на расстоянии ближе 1 м от арматурных стержней, нагреваемых электрическим током.

    При производстве арматурных работ запрещается:

    • находиться на незакрепленных окончательно арматурных конструкциях;
    • производить какие-либо работы, стоя на арматурных хомутах или стержнях конструкции и перемещаться по ним.

    По материалам: Разработка технологической карты на монолитные работы : учеб.-метод. пособие / А. Н. Василенко, Д.А. Казаков, И.Е. Спивак, А.Н. Ткаченко; Воронеж. гос. техн. ун-т. Воронеж, 2017

    Источник

    Техника безопасности при монолитных работах

    При возведении из монолитного бетона жилых зданий, промышленных цехов и сооружений ГОСТами предусмотрены усиленные меры безопасности. Основными опасностями при монолитном строительстве признаны:

    • обрушение опалубки;
    • травмы при монтажных работах;
    • вред здоровью при проведении бетонирования, электросварочных работ;
    • попадание бетона на работающих при заливке механизированным способом.

    Поэтому рассматривать технику безопасности нужно по мере проведения работ в производственном цикле.

    Общие требования

    К монтажным, бетонным строительным работам допускается только персонал, прошедший инструктаж по ТБ (к электросварочным работам — с 18 лет). Различают такие виды инструктажа, который проводят инженер отдела техники безопасности, мастер или прораб:

    • вводный (проводится при приеме строителя на работу);
    • первичный (перед началом работ на новом объекте);
    • повторный (профилактический или при мелких нарушениях ТБ);
    • внеплановый (после чрезвычайных происшествий);
    • целевой (перед выполнением нестандартных операций).

    Общими положениями инструктажа становятся работа в спецодежде (касках, рукавицах, спецовках, защитных очках и масках, со страховочными поясами), правила монтажа опалубочных конструкций, проведения электросварки арматуры, заливки и уплотнения бетона. Для контроля инструктажей по ТБ ведутся специальные журналы, в которых отражаются тематики и даты. Подписи строителей подтверждают проведение инструктажа.

    Техника безопасности при разборке и сборке опалубок

    При установке опалубки:

    1. К месту работ не допускаются посторонние.
    2. Опалубка устанавливается на прочное, ровное основание. Не допускается осадка конструкции.
    3. Крупные щитовые конструкции собираются на земле, на место устанавливаются с помощью подъемной техники, фиксируются подкосами.
    4. Многоярусные стеновые опалубки монтируются поэтапно. На первом ярусе (высотой до 5,5 метра) работы ведутся с вышек «тура» или передвижных стремянок. Второй ярус монтируется с подвижных подмостей. Для работ на ярусах высотой выше восьми метров используются сборные леса с рабочими площадками. К монтажу на высоте (более 8 метров) допускаются только монтажники-верхолазы с высотными допусками, в специальных страховочных поясах.
    5. После проверки правильности установки конструкции разрешается монтаж следующего яруса.
    6. При установке многоразовых опалубочных щитов особое внимание уделяется состоянию эксцентриковых замков, болтовых соединений, резьбовых шкворней, элементов закрепления телескопических стоек. Устойчивость и надежность конструкции проверяется ежедневно, перед началом работ.
    7. Рабочие площадки лесов оснащаются прочными дощатыми или металлическими настилами.
    8. На высоте первого яруса место под проведением работ защищается от падения деталей опалубки, инструмента металлическим козырьком.

    Разборка щитовой опалубки проводится поярусно, сверху вниз. Разборку опалубки желательно вести фрагментарно, с подетальным демонтажем после спуска. Проводить демонтаж съемной опалубки разрешено только после полного отверждения бетонной смеси.

    Техника безопасности при заливке бетонной смесью

    Перед началом работ под полуторным давлением проверяется все механизированное оборудование — виброхоботы, бункеры, бадьи, бетоноводы. При заливке бетона:

    • запрещено при продувке бетоновода приближаться к выходному отверстию на 10 метров;
    • выгрузка раствора проводится с высоты не более 1 метра;
    • бункеры и бадьи перемещаются только после сброса давления и с закрытым затвором (даже после опорожнения);
    • рабочие площадки (с перилами, козырьками) устанавливаются по периметру конструкции;
    • при работе с электровибраторами запрещено перемещать их во включенном состоянии, переносить за токоведущие части;
    • работать с электровибраторами можно только в резиновых сапогах и перчатках;
    • оборудование для электроподогрева обязательно заземляется;
    • электроподогрев бетонной смеси запрещен в сырую погоду;
    • устройства для пароподогрева ограждаются, защищаются тепловой изоляцией.

    Ограждение и защитные устройства

    Место монолитного строительства обносится забором, за который запрещено проходить посторонним, заезжать машинам без пропуска. Кроме предупреждения хищений, ограждение защищает население от травм.

    Для защиты строителей от падений все ярусы опалубки оборудуются ограждающими устройствами. Второй функцией сеток становится остановка падающих инструментов, деталей опалубки, метизов.

    Строительные леса, подмости, вышки оборудуются деревянными или металлическими перилами. Лестничные проемы, отверстия для подъема деталей на время работ закрываются съемными щитами (лядами).

    ТБ при обустройстве монолитных фундаментов

    При проведении монолитных фундаментных работ действуют те же правила безопасности монтажа опалубки, заливки бетона. При сбросе бетона из самосвала, бетоновоза приемщик контролирует действия водителя (находясь в поле зрения) и персонала в котловане.

    Территория котлована ограждается проволочными, тросовыми, дощатыми ограждениями с предупредительными надписями. Разборка съемной опалубки производится по специальному распоряжению прораба, главного инженера, уполномоченного ответственного лица.

    Источник

Adblock
detector