Описание и характеристика дома Собакевича в поэме М ртвые души Н В Гоголь
Описание и характеристика дома Собакевича в поэме М ртвые души Н В Гоголь

Описание и характеристика дома Собакевича в поэме М ртвые души Н В Гоголь

Описание и характеристика дома Собакевича в поэме «Мёртвые души» (Н.В. Гоголь)

Описание и характеристика дома Собакевича в поэме «Мёртвые души» (Н.В. Гоголь)

Описание и характеристика дома Собакевича в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» способствуют более полному раскрытию характера героя.

Цель Гоголя была показать одну из сторон российской действительности, которая представлена провинциальными землевладельцами. Главный герой поэмы Н. В. Гоголя Павел Иванович Чичиков озаботился нажить состояние скупкой мертвых душ. С этой целью он отправляется в провинциальные деревни, где встречается с помещиками. Внешность, жилище и характер героев читатель видит глазами автора, Чичикова и самих помещиков.

Собакевич – один из тех помещиков, к кому Чичиков обратился с просьбой продать ему мертвых крестьян. Сама фамилия персонажа уже предполагает связь с животным миром. Продолжая в этом направлении, Гоголь обращается к внешности героя, которая также является не совсем обычной. Собакевич крупный и неповоротливый человек. Павел Иванович обнаружил в нем удивительное сходство с медведем. Помещика зовут Михаил Семенович, имя персонажа выбрано неслучайно. В русских народных сказках медведя обычно называют Миша, Михаил. Одежда его состояла из коричневого фрака и длинных панталон, что довершало сходство с медведем. Весь он был крепким, основательным. Говоря о внешности персонажа, Гоголь также замечает, что природа недолго трудилась, создавая его. Она словно сделала все необходимое для жизни, не заботясь о красоте и изяществе.

Прежде чем приступить к разговору о мертвых душах, Чичиков всегда осматривал хозяйство помещика, чтобы понять, с кем имеет дело. Он и в этот раз не отступил от своей привычки. Говорят, что дом похож на своего хозяина. Случай с Собакевичем подтверждает эту теорию. Все хозяйство Собакевича, начиная с господского дома, было таким же крепким и основательным, как и сам помещик. Господский дом имел мезонин в своей конструкции. Крыша дома была красного, а стены серого «дикого» цвета. Здание напоминало те, что строят для военных поселений. Подъезжая, Чичиков заметил в окне два лица: узкое женское и круглое, как тыква, мужское. Далее Гоголь немного уходит от темы, рассказывая, что из таких тыкв делают балалайки, которые в руках подмигивающего и посвистывающего музыканта несут радость людям. Эта небольшая зарисовка вступает в контраст с угрюмой внешностью дома и его хозяина.

Было похоже, что архитектор и хозяин никак не могли прийти к согласию. Зодчий стремился внести в постройку симметрию, изящество и красоту, хозяин отдавал предпочтение удобству. Окна с одной стороны дома отсутствовали, на их месте осталось одно небольшое отверстие. Вместо четырех колонн, которые были в проекте, осталось только три, что лишало дом симметрии, дом словно припадал на бок. Это создавало ощущение той же неуклюжести, что отличало самого Собакевича. Становится понятно, что для хозяина красота не имеет значения. Для него важно удобство, прочность постройки. О доме так же, как о самом Собакевиче, можно сказать, что в нем было все необходимое для жизни, точнее сказать для физического существования.

Внутреннее убранство дома отражало характер и интересы помещика. В интерьере все было прочно и в высочайшей степени неуклюже. Пузатое бюро стояло на нелепых ножках, стол, стулья были тяжеловесными, громоздкими, беспокойными, не имеющими даже намека на изящество, совершенные медведи. Все предметы мебели словно кричали: «Я Собакевич!». Они словно мешали движению так же, как Собакевич непрестанно наступал всем на ноги. У окна висела клетка, в которой сидел дрозд, темный в крапинку, также напоминающий внешне хозяина.

Стены были украшены картинами, на которых были изображены сильные, крепкие люди, греческие полководцы во весь рост. В их фигурах обращали на себя толстые ляжки, под носом красовались неслыханные усы. Греческая богиня Бобелина также отличалась крупными формами. Среди греков как-то затесался тощий, маленький Багратион. Видимо, помещик где-то прослышал о военных подвигах генерала, и это добавило ему веса. Хозяин словно специально украсил комнату крепкими и пышущими здоровьем людьми под стать себе. Это подтверждает мысль о том, что эстетический вкус Собакевича оставляет желать лучшего. Картины подбирались также не с точки зрения красоты или их искусствоведческой ценности. Собакевич чужд искусства, но к портретам Гоголь еще вернется в сцене торга. Помещик обратит к ним взгляд, как бы призывая в свидетели.

Жилище Собакевича отражает внутреннюю сущность владельца. Есть версия, что каждый из помещиков символизирует очередной круг ада. Порок Собакевича состоит в его привязанности к деньгам, к материальной стороне жизни. Привязанность к материальному ведет к омертвению души помещика. Гоголь так и говорит, что у Собакевича совсем не было души, а если и была, то где-то очень далеко, как у Кощея.

Добротный дом говорит о том, что помещик знает цену деньгам. Собакевичу нельзя отказать в уме, но, почти безвыездно находясь в своей берлоге, он превратился в туповатого, косного человека. Деньги ему нужны для утоления потребностей его богатырского тела. Без духовной пищи человек утрачивает человеческий облик. Это происходит и с Собакевичем.

Угрюмый, тяжеловесный, закосневший характер Собакевича нашел отражение в его доме. Описание здания подчеркивает мысль о мертвой душе помещика.

Источник

Господский дом Собакевича в поэме «Мертвые души», описание интерьера

gospodskij-dom-sobakevicha-interer-mertvye-dushi
Дом Собакевича.
Художник А. Лаптев

Господский дом помещика Собакевича представляет собой важную деталь в характеристике этого персонажа. Как известно, дом и обстановка в нем могут многое рассказать о человеке.

В этой статье представлено цитатная описание господского дома Собакевича: описание внешнего вида и интерьера дома.

Господский дом Собакевича в поэме «Мертвые души», описание интерьера

Помещик Собакевич — хороший хозяин своей усадьбы. Он предпочитает удобство и мало заботится о красоте вещей. Все это отражается на внешнем виде его дома и на интерьере комнат.

Читайте также:  Будет ли больно если прыгнуть с крыши

Грубый деревянный дом Собакевича является отражением его грубого характера:

Дом Собакевича: описание интерьера

Жилище Собакевича оформлено внутри все в том же «медвежьем», грубом стиле. Интерьер дома выглядит так же масштабно и неуклюже, как и сам хозяин.

Гостиная Собакевича

В гостиной Собакевича даже мебель выглядит как-то «по-медвежьи»:

Столовая Собакевича

О столовой известно лишь то, что стол у Собакевича — небольшой:

Но на обеде у Собакевича на этом небольшом столе подаются очень большие блюда, огромные ватрушки и т.д.

Это было описание господского дома Собакевича в поэме «Мертвые души» Гоголя, описание интерьера комнат в цитатах.

Источник



Интерьер дома Собакевича в поэме Мертвые души Гоголя

В своей великой поэме «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь повествует о том, как чиновник Чичиков ездит от одного уездного помещика к другому, скупая мертвые души. Для раскрытия характера каждого барина, посещаемого Чичиковым, автор также детально описывает убранство в поместьях представленных нам героев.

Интерьер в доме помещика Собакевича прекрасно дополняет образ его хозяина. Михаил Семёнович неуклюж, крепок, нескладен, но при этом очень практичен. Все предметы в его доме отлично подчеркивают эти качества, так как обладают пугающей схожестью с барином: “каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!»“. Люди, изображённые на портретах, висящих у Михаила Семёновича в гостиной, выглядят совсем так же, как и он. Видимо, Собакевич хотел «чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые». Единственной представленной на картинах персоной, кажущейся совсем лишней и не вписывающейся в интерьер, является худощавый Багратион «с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках». Даже дрозд, сидящий у помещика в клетке, напоминает его своим видом. Гоголь часто говорит о том, что Собакевич крайне похож на медведя, из-за чего и убранство в поместье выглядит словно «совершенный медведь».

Несмотря на то что интерьер дома не обладает изысканностью и изящностью, он выдаёт очень важное качество Михаила Семёновича — расчётливость, а также говорит о том, что Собакевич — бережливый, но при этом нескупой хозяин, ставящий удобство во главу угла. Именно из-за доходящей до крайности практичности помещика все предметы в доме хоть и не отличаются эстетичностью, но зато надежны, созданы специально для их практического применения, а не для красоты, кажущейся Собакевичу бессмысленной. Удивительно то, что барин не только сам живёт в крепком доме без архитектурных излишеств и украшений и, не скупясь, сполна удовлетворяет свои потребности, но и то, что дома его крестьян тоже построены из толстых брёвен, прочны, что всё в них «пригнано плотно и как следует». Собакевич достоин уважения за то, что обеспечивает своим мужикам достойную жизнь.

Таким образом, с помощью описания убранства в доме Михаила Семёновича автор дополняет образ своего героя, подчеркивая его неуклюжесть, нескладность, но имеющиеся при этом расчётливость и практичность. Этим Гоголь ещё раз показывает нам, что Собакевич «неладно скроен, да крепко сшит».

2 вариант

Величайшее произведение «Мёртвые души» Гоголя Н.В., написанное в 1842 году, вызвало бурю эмоций у поколения золотого века литературы. До сегодняшних дней продолжаются споры по поводу творческого гения Гоголя с его странностями в описании национального характера. Писатель часто задумывался о прошлом и будущем России, поэтому часто его творения воплощали в себе мрачную действительность российской бытности. Каждого персонажа произведения Гоголь описал детально, каждый обладает рядом уникальных черт. Характер персонажей произведения «Мертвые души» проявляется в первую очередь во внешнем виде, повадках героев и обстановке домов, в которых они проживают.

Например, в усадьбе Манилова отсутствовала мебель, ремонт сломанных вещей откладывался на долгое время. Это позволяет сделать вывод о легкомысленном и безответственном поведении хозяина, одухотворенности натуры.

Обстановка дома Плюшкина, известного в миру ключника и патологического накопителя, состояла из всевозможного старья, которое он тащил в свой дом со всех дворов.

Но из всех описанных в книге героев наибольшей широтой русской души обладал помещик Собакевич. Деревня, которой он по родовому праву владел, показалась Чичикову большой и богатой. Деревня была всесторонне окружена березовым и сосновым лесом, из которого в основном и создавались все строения помещика. Конюшни, кузница, амбары все было создано из толстых брёвен, без затесей и узоров, что с одной стороны поразило Чичикова своей самобытностью, а с другой серостью и типичностью архитектурного стиля.

Дом помещика был добротный, монументальный с крышей из мезонина, грубо обтёсанный, который мог выстоять любые стихии. Такие постройки обычно возводятся для военных поселений и колоний. Везде чувствовалась твёрдая рука русского мужика.

В доме Собакевича существовала какая-то дикая русская самобытность, сравнимая с животностью образов. Здесь не было уточенных узоров и стиля, деревянной резьбы, богатства мебельной обстановки. Все было сделано из дуба, березы и сосны. Стол, стулья и кресла гостиной стояли на толстых ножках, они были самого «тяжелого и беспокойного свойства». Пузатое ореховое бюро, было удивительно хорошо похоже на хозяина дома, а вернее «совершенного медведя». Отапливались помещения при помощи чугунной печи. Пейзажей не было, как и украшений в виде скульптур. В гостиной висели картины известных полководцев, которые по характеру были близки самому Собакевичу и глубоко ему симпатичны. В произведении также указывается, что в доме Собакевича был дрозд в клетке, который мерно щебетал и клевал пшеничные зерна.

На этом описание интерьера дома Собакевича писатель заканчивает, однако, его основная мысль была понятна читателю.

Перед нами возникает прообраз Александра III с типично русским характером, когда качество преобладает над внешней мишурой.

Читайте также:  Самая лучшая форма крыши

Также читают:

Картинка к сочинению Интерьер дома Собакевича в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Весь гений таланта А.С. Пушкина заключается в том, что, освещая в своих произведениях всю полноту трагизма и незащищенности люда без титулов и чинов, писатель делает их ближе для нашего восприятия и понимания, как личностей.

Многие произведения Астьфьева автобиографичные. Он писал книги для детей, в которых описывал события, произошедшие с ним в деревне. Писатель обращал много внимания на формирование личности, взросление ребёнка, складывание его характера.

«Детство» — это не только первая часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность», но и первое серьезное произведение Льва Николаевича. Центральным персонажем повести является Николенька Иртеньев – прототип автора.

В произведении великого русского писателя (поэта) Михаила Юрьевича Лермонтова отсутствует прямое указание на отношение самого автора к главному персонажа поэмы. К примеру, в поэме «Евгений Онегин»

В своем рассказе Подснежник великий русский писатель Иван Бунин метафорически обрисовывает сущность детства и показывает свое отношение к происходящему и к главному герою произведения

Источник

Сочинение Описание господского дома Собакевича в поэме Мертвые души

Описание господского дома Собакевича в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души” играет важную роль в понимании характера героя. Усадьба помещика, обстановка дома является своеобразным отражением его характера.

Господский дом Собакевича стоял в центре поместья, окруженный хозяйственными строениями и избами крестьян. Его крыша была выкрашена в красный цвет, стены обрели темно-серый или, как замечает автор, дикий оттенок. Дом Собакевича не был похож на жилище помещика, сделан он был очень грубо и напоминал строение военного поселения, надежное и крепкое, но построенное наспех.

Было заметно, что при постройке дома зодчий безуспешно боролся со вкусами хозяина поместья. Архитектор стремился к симметрии и красоте, Собакевич — к удобству и практичности. В конечном итоге, вкусы помещика одержали вверх: так вместо задуманных четырех колонн было всего три, а с одной стороны Собакевич заколотил все окна, и на их месте просверлил одно очень маленькое, скорее всего для чулана.

Помещик много “хлопотал” о прочности и долговечности своих строений. На дом, конюшни, сараи и кухни были употреблены тяжелые полновесные бревна. Даже колодец был обделан в такой дуб, из которого строили корабли и мельницы. Все строения были крепкими, надежными, но выглядели неуклюжими, что относит нас к характеру самого Собакевича. Помещик, обладающий крепким богатырским телосложением, отличается неловкой привычкой наступать окружающим на ноги.

В гостиной Собакевича на стенах весели картины, на которых были изображены греческие полководцы во весь рост. Все они имели крепкое богатырское телосложение такое же, как и хозяин поместья. Среди греков поместился “тощий” Багратион. Возле одного из полотен у самого окна висела клетка с дроздом. Птица имела темное оперение с белыми вкраплениями. Дрозд, как и все в господском доме, имел странное сходство с Собакевичем. В углу гостиной стояла ореховое бюро на “пренелепых” ножках. Стол, кресла, стулья — вся мебель в доме Собакевича была тяжелого неуклюжего свойства. Помещик мало заботился о красоте окружающих его предметов, для него намного важнее была их прочность и удобство. В столовой, в противоречие характеру Собакевича, стоял стол небольшого размера. Во время обеда он весь был заставлен блюдами. Все в доме помещика являлось отражением его характера. Основательный и деятельный Собакевич хотел, чтобы его окружала практичная, сделанная, как говорится на века, мебель.

Собакевич является материалистом, для него важную роль играет практичная значимость вещей, их полезность. Герой, в отличии от Манилова, не тратит жизнь на пустое созерцательство. Однако, желание Собакевича во всем найти пользу и выгоду приводит к тому, что душа помещика черствеет и он превращается в холодного циничного человека.

Вариант 2

Говорят, что дом – отражение его хозяина, а в литературе это немаловажная часть характеристики персонажа. По описанию дома и его убранству можно многое понять о герое произведения, о его характере и образе жизни.

Один из помещиков, заключивших сомнительную сделку с Чичиковым в поэме Гоголя «Мёртвые души», был Собакевич. Внешне он был похож на огромного и неуклюжего медведя, даже имя было созвучным – Михайло Семёнович. Жилище героя было ему под стать и напоминало, скорее, военную крепость, а не дом: никакой эстетики, она не нужна была хозяину, зато всё вокруг прочное и удобное, сделанное на века.

Гость видит дом Собакевича и изумляется: настолько всё асимметрично и неправильно сделано. Было видно, что хозяин при постройке жилища руководствовался двумя принципами – прочность и экономия. Из четырёх запланированных колонн он установил только три, из-за чего дом выглядел кособоким. Вместо положенных больших окон на стене было сделано одно непонятное отверстие, которое больше похоже на дыру, а не на окно. Уродливый, грубый деревянный дом подчёркивал грубость и неотёсанность своего хозяина. Вместе с тем Чичиков видит, что во всём чувствуется своеобразный порядок, твёрдая хозяйская рука. Этим усадьба Собакевича выгодно отличалась от имений других помещиков, в которых наблюдались запустение и беспорядок.

В убранстве комнат прослеживался тот же «медвежий» стиль: минимум изящества, максимум удобства. Вся мебель выглядела необыкновенно прочной, но в то же время какой-то нелепой, грубой. При этом Чичиков отмечает про себя, что такой интерьер очень подходит хозяину. На стенах висели портреты, изображающие великих полководцев. Все они, как на подбор, были крупной комплекции, как и сам помещик. Даже живой дрозд, которого держал в клетке Собакевич, поразительно напоминал его собственную фигуру. Обеденный стол, как ни странно, был небольшой, но его размеры компенсировались количеством и объёмами подаваемых блюд.

Собакевичу нравилось всё, что его окружало. Было заметно, что ему комфортно в своём доме, чего нельзя было сказать о его гостях.

Читайте также:  Приснилось с крыши течет вода во сне

Описание дома

Жилище человека может многое рассказать о его характере. Незря говорят: «Мой дом — моя крепость».

В поэме «Мертвые души» характеристика Собакевича раскрывается именно через описание его имения.

Дом его неказистый и грубый, что говорит о практичности героя, а не о стремлении к красоте. это отражается в интерьере и общем виде дома. Сначала дом планировался изящного, утонченного вида, но Собакевич все предел под себя.

Смотря на гостиную мы видим беспорядочно стоящую мебель, на стенах картины военных личностей, совсем не подходившие по размеру и вкусу к этой комнате. Например древние греки и Багратион смотрели со стен лишь потому, что герою они просто нравились. Эти картины были достаточно крупными, как и сам жилец имения. Они лишь придавали ему уверенности и мощи.

Глазами Чичикова мы наблюдаем живущего в гостиной серого большого дрозда, похожего на хозяина.

Описание столовой для нас вполне ожидаемо. Все та же нелепая расстановка мебели и, что странно, небольшой стол. Однако наблюдается противоречие. Поданные блюда наоборот были большими (большая посуда, огромные куски на тарелке). Жилище героя полностью отражает его характер. Даже фамилия выбрана не случайно. В поведении и облике героя есть что-то животное.

Возвращаясь к описанию дома мы замечаем противоречия во всем. Живет в захолустье, зато хозяин имения. Крыша дома ярко-красная, зато стены унылые серые. Колонн должно быть четыре, но Собакевич переделал на три, несмотря на то, что дом покосился. Вместо окон на одной стороне были просто отверстия. Все здание больше походило на военный объект.

Собакевич лишен чувства эстетики и симметрии. Удобства для него главнее всего. Внутренне убранство комнаты подбирал себе под стать — нелепое, грубое и большое.

По одной из версий помещик Собакевич — символ одного из кругов ада. А его порок выражается в чрезмерной привязанности к деньгам. Душа его черствеет и прячется где-то очень далеко. Без духовного наполнения человек уподобляется животному. Что и происходит с Собакевичем.

С виду дом героя крепкий и принадлежит безбедному человеку. Но отсутствие эстетики и элементарных дизайнерских приемов превращает его в жилище, а потом в берлогу.

Через описание дома Собакевича Н.В.Гоголь показывает враждебность, грубость, скверность характера своего героя и как результат — омертвление его души. В поэме показаны жизнь и характер провинциальных землевладельцев, которые живут в угоду себе, превращая себя в мертвые души.

Описание господского дома Собакевича

Несколько интересных сочинений

Эти два понятия иногда могут иметь одно значение, в основном мечта ведет человека по жизни, и в то же время является смыслом жизни. Если человек мечтает стать музыкантом и стремиться, все сделать для этого, это и есть его мечта и смысл жизни.

Барыня является второстепенным персонажем произведения, представляющая собой богатую помещицу, мамашу избалованного и капризного ребенка по имени Трилли.

Пьеса Максима Горького поднимает злободневные вопросы, с которыми сталкивается каждый человек. Любой человек мечтает найти смысл своего существования, а также знать, на что он способен в этой кратковременной жизни.

Каждый человек отвечает на этот вопрос по своему, так как дать точного определения на него невозможно. Каждый думает и чувствует по — разному, поэтому проявление любви тоже у каждого индивидуально.

Картина была написана Ромадиным в 1944 году в Поволжье. Перед нами предстает деревушка с говорящим названием Хмелевка, будто сокрытая Господом Богов в этом уединенном и невидимом для глаз месте

Источник

Тесты по содержанию 5 главы поэмы Н.Гоголя «Мертвые души».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит тестовые вопросы по содержанию 5 главы «Мертвых душ» Н. Гоголя.

Просмотр содержимого документа
«Тесты по содержанию 5 главы поэмы Н.Гоголя «Мертвые души».»

Тест на знание текста Гоголя «Мертвые души» (глава 5)
1. В какой цвет была выкрашена крыша дома Собакевича?
а) Зеленый; б) Красный; в) Голубой; г) Желтый.
2. Сколько колонн имел дом Собакевича?
а) 2; б) 4; в) 3; г) 5.
3. Из какого материала были построены дома крестьян в деревне Собакевича?
а) Из дуба; б) Из кирпича; в) Из осины; г) Из березы.
4. Каким качеством отличались предметы в усадьбе Собакевича?
а) Логичностью; б) Прочностью; в) Изяществом; г) Излишеством.
5. Как звали Собакевича?
а) Михаил Потапыч; б) Михаил Петрович; в) Михаил Семенович; г) Геннадий Михайлович.
6. На какого зверя, по словам Чичикова, был похож Собакевич?
а) На собаку; б) На слона; в) На медведя; г) На мышь.
7. Какая привычка была у Собакевича?
а) Наступать на ноги; б) Свистеть; в) Причмокивать; г) Поправлять волосы.
8. Кто жил в клетке в доме Собакевича?
а) Морская свинка; б) Хомячок; в) Дрозд; г) Попугай.
9. Каждый предмет мебели в доме Собакевича, казалось, говорил:
а) «Карету мне, карету!»; б) «И я тоже Собакевич!»;
в) «Требую продолжения банкета»; г) «Нам ли быть в печали».
10. Как супруги Собакевич ласково обращались друг к другу?
а) Солнышко; б) Душенька; в) Милый, милая; г) Дорогой, дорогая
11. Что Собакевич называет няней?
а) Воспитательницу; б) Начиненный бараний желудок;
в) Яблочный пирог; г) Красное вино.
12. Как Собакевич слушал Чичикова, когда тот отдаленно начал разговор о мертвых душах?
а) Положив ноги на стол; б) Наклонивши голову;
в) Постоянно кивая; г) Зевая.
13. Какую цену Собакевич предложил за мертвую душу?
а) 50 копеек; б) 5 рублей; в) 50 рублей; г) 100 рублей.
14. Как характеризует Чичиков Собакевича?
а) Человек – кулак; б) Человек – дрянь;

Источник

Adblock
detector