Маяковский пишет окна роста
Маяковский пишет окна роста

Маяковский пишет окна роста



«Протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов…»

Осенью 2019 года исполняется 100 лет «Окнам сатиры РОСТА» — серии плакатов, созданной советскими поэтами и художниками, работавшими в Российском телеграфном агентстве. “Ъ” совместно с Государственным музеем Маяковского публикует несколько не издававшихся плакатов.

«Эй, тиф, обратно мчись ты!»

Художник:
Текст:

август 1920 года

От сыпного тифа в России между 1917 и 1921 годом умерли, по некоторым оценкам, около 3 миллионов человек — таким был фон для пропаганды требований гигиены

«Праздники бывают разные»

Художник:
Текст:

октябрь 1920 года

Конфликт представлений о празднике, может быть, и был гротескно преувеличен, но явно не изжит до сих пор

«Долой волокиту! Да здравствует революционная инициатива!»

Художник:
Текст:

ноябрь 1920 года

Доходчивый комикс о вреде канцелярщины с намеком на ее контрреволюционный характер не утратил актуальности и через сто лет, но теперь явно идет несколько вразрез с идеей важности бюрократии как солидной части государственной машины

«Каждый прогул»

Художник:
Текст:

январь 1921 года

Классовый призыв к трудовой дисциплине. Единственный плакат в этой галерее, знакомый многим по перепечаткам: плакаты РОСТА использовали как иллюстрации в советских собраниях сочинений Владимира Маяковского, не слишком заботясь о том, насколько плакаты и другие тексты соответствуют друг другу содержательно и стилистически

«Посевная кампания. Выполним декрет!»

Художник:
Текст:

январь 1921 года

Разруха пугает зрителя как вредитель-гигант, но тут же смешит как персонаж карикатуры. Найти смешное в окружающей действительности иногда было так же непросто, как начинать подготовку к посевной в январе

«Сколько миллионов голодных? Десять!»

Художник:
Текст:

январь 1921 года

Снова и снова «Окна» «на пальцах» решали вопросы жизни и смерти огромного числа людей: вот простая прикидка, почему правительство не справится с проблемой голода в одиночку, и ни ему, ни умирающим от истощения не справиться без добровольцев и взаимопомощи

«Смотри!»

Художник:
Текст:

январь 1921 года

При кажущейся простоте «Окнам» иногда приходилось решать нетривиальные пропагандистские задачи — например, почему золото, отнятое у одних буржуев, стоит отдать другим в обмен на машины для восстановления разрушенной экономики

«Горняк, ты боролся за революцию на фронте военном»

Художник:
Текст:

январь 1921 года

Демобилизация и разруха возникают на многих плакатах: вся страна уже несколько лет едет эшелонами с фронта домой

«Посевная кампания. Выполним декрет!»

Художник:
Текст:

февраль 1921 года

Сатира зачастую сводилась к карикатурному изображению классового врага — это, видимо, то немногое, что могло веселить в ситуации на грани, а иногда и за гранью общенационального голода

«На войне опасность всегда есть»

Художник:
Текст:

Готовность к самоиронии делала «Окна» честными — иначе их едва ли оценили бы миллионы вчерашних фронтовиков, которых дома ждало все что угодно, кроме благополучия

Российское телеграфное агентство при Всероссийском центральном исполкоме Советов было создано в сентябре 1918 года, позже вошло в состав ТАСС как его российский отдел, а в 1935 году было упразднено. «Окна сатиры РОСТА» — серия плакатов, созданная в 1919–1921 годах работавшими в системе агентства художниками и поэтами, среди которых едва ли не самым увлеченным был Владимир Маяковский.

26-летний Владимир Маяковский пришел в художественный отдел РОСТА в октябре 1919-го. «Я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат,— писал он позднее.— Немедленно обратился к заву Ростой, который свел меня с М. М. Черемных, одним из лучших работников этого дела. Второе окно мы делали вместе (Михаил Черемных, на тот момент 29-летний, автор первого плаката РОСТА, надолго пережил Маяковского, получил Сталинскую премию и умер в 1962 году.— “Ъ”)».

Для Маяковского «Окна» стали творческой лабораторией. Он всегда стремился сделать поэтическое слово максимально активным, действенным. В «Окнах РОСТА» поэтическая эффективность слова должна была быть использована утилитарно, давать прямой политический результат.

Плакаты, выполненные в доступной самому неискушенному зрителю манере и снабженные лаконичными стихотворными текстами, сообщали о текущих событиях. Они выставлялись в пустующих витринах — отсюда и слово «Окна», служили иллюстрациями к текстам, которые агентство передавало в республиканские газеты, а иногда работали как инструмент ликбеза. «Окна» сыграли огромную роль в развитии советской сатиры и советской сатирической журналистики как жанра.

«Окна» были, разумеется, средством пропаганды, а не информации — такая расстановка приоритетов предопределила многое в советской системе медиа, а кое-что, возможно, и в постсоветской.

Плакаты были придуманы в разгар Гражданской войны, когда РОСТА не хватало ни денег, ни технических средств. Нарисованные и написанные от руки плакаты постепенно стали тиражировать через трафареты, вывешивать в людных местах в Москве и отправлять в другие города.

«Техника размножения и рассылки «Окон» была молниеносной,— вспоминал Михаил Черемных.— Получив оригинал, трафаретчик должен был на следующий же день уже принести готовыми 25 экземпляров, на второй день — еще 50, через несколько дней бывал готов весь тираж, доходивший до 300 экземпляров. Трафаретчик работал обычно с семьей или с небольшим коллективом. Первые копии, полученные от трафаретчиков, сейчас же рассылались в самые отдаленные отделения. Позднее, кроме копий, посылали и трафареты, чтобы «Окна» размножались уже на местах».

Владимир Маяковский быстро стал фактическим руководителем проекта «Окон», хотя де-юре художественным отделом РОСТА заведовал Михаил Черемных. В «Окнах» в разное время работали художники Дмитрий Орлов (Моор), Иван Малютин, Амшей Нюренберг, в создании плакатов участвовали Казимир Малевич и Илья Машков. Рисовал часто и сам Маяковский. В создании текстов к плакатам участвовали, помимо него, Михаил Вольпин — поэт и киносценарист, Борис Тимофеев-Еропкин — писатель и автор текстов нескольких популярных в то время песен.

Маяковский руководил литературной и политической частью работы, намечал темы и писал тексты для плакатов. В сравнительно редких случаях, когда в качестве автора содержательной части выступал другой человек, Маяковский вычитывал тексты и принимал их в работу, а иногда браковал.

Стиль Маяковского в «ростинских» стихах иногда не похож на другие его вещи, но очень характерен. Для этой работы нужен был не только литературный дар, но и политический кругозор, и талант агитатора, способного говорить с людьми на их языке.

Читайте также:  Окно возможностей Овертона и легализация греха

Темы «Окон» были очень разнообразны. В них соседствовали едкий сарказм и патетические восклицания: так говорили в очередях и на митингах.

«Окна» рассказывали, поясняли, убеждали и предупреждали. Для «Окон» писать требовалось так, чтобы рабочие, крестьяне и солдаты, прочитав, не только запомнили, но и поступили так, как требовал призыв. Владимир Маяковский, футурист, бросавший вызов вкусам довоенной публики, с удовольствием экспериментировал и здесь.

Тексты плакатов были предельно просты по форме и содержанию. Иногда в виде подписи к рисункам использовались переиначенные пословицы, что делало агитпродукцию еще более популярной среди недавних окопников. Сложился стиль «Окон» — далеко не самый изящный, но узнаваемый и понятный. Текст Маяковского давал художнику не только тему для изображения, он предопределял и само изобразительное решение.

«Диапазон тем огромен,— писал он.— Агитация за Коминтерн и за сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью, плакаты о сохранении старых газет и об электрификации…»

Одним из источников тем были газеты: каждый день Маяковский просматривал «Правду», «Известия», «Стенгазету РОСТА», позднее — «Экономическую жизнь», «Гудок» и отмечал все, что считал важным для «Окон».

При создании «Окон» Маяковский часто использовал весь спектр форм насмешки — от гневной сатиры до добродушной иронии. Но смех в «Окнах» сочетался и с гротескным пафосом, и с открытым мобилизующим призывом.

Все это было призвано отразить и объяснить резкую смену социально-экономического и политического порядка, вызывающую смятение и растерянность огромного числа людей.

Первоначально название плакатов писалось прописными буквами над рисунками: «ОКНО САТИРЫ РОСТА». Но, поскольку темы «Окон» были далеко не только сатирическими, упоминание сатиры вскоре исчезло из заголовка. Позже и сам заголовок заменили пометкой «РОСТА», с обозначением порядкового номера. С февраля 1921 года вместо этой пометки начали ставить другую — «Главполитпросвет».

К концу 1921 года Маяковский, увлеченный многочисленными творческими проектами, начал уделять «Окнам» меньше внимания, и их количество резко сократилось. С начала 1922 года витрины «Окон Главполитпросвета» перестали быть особой политической трибуной и постепенно растворились в океане советского агитпропа вообще и плаката в частности.

Михаил Черемных, заведовавший художественным отделом РОСТА, впоследствии стал создателем «Окон ТАСС» — серии агитационных плакатов, выходивших во время Великой Отечественной войны.

В 1927 году в статье «Только не воспоминания» Владимир Маяковский напишет: «Окна РОСТА — фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников, вручную, стопятидесятимиллионного народища. Это телеграфные вести, моментально переделанные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные частушкой. Эстрадный характер поэзии, «заборный» характер — это не только отсутствие бумаги, это бешеный темп революции, за которым не могла угнаться печатная техника. Это новая форма, введенная непосредственно жизнью. Это огромные (постепенно перешедшие на размножение трафаретом) листы, развешиваемые по вокзалам, фронтовым агитпунктам, огромным витринам пустых магазинов».

В 1927 году работы Маяковского, созданные для РОСТА, экспонировались на выставке советского искусства в Германии и Австрии.

Источник

Маяковский пишет окна роста

«Окна РОСТА» — это агитационные плакаты, которые выпускались ежедневно в 1919-1921 годах. Плакаты создавались советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства, сокращенно РОСТА. На сегодняшний день это агентство ИТАР-ТАСС.

Агитационные плакаты создавались вручную при помощи трафаретов. В день создавалось до 200-300 экземпляров. Затем плакаты вывешивались на витринах магазинов, располагавшихся в людных местах. Отсюда появилось название «окна». Окна РОСТА – это своеобразная летопись времени Гражданской войны 1917-1922 года и периода интервенции, когда в стране из-за типографской разрухи не было бумаги, красок, литографии, отсутствовали специалисты литографского дела.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Окна РОСТА. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первые «Окна РОСТА» появились в 1919 году в Москве. Инициаторами их создания были художник М. М. Черемных и журналист Н. К. Иванов-Грамен, которые на тот момент работали в РОСТА, возглавляемого Керженцевым. В скором времени к ним присоединились И. А. Малютин, В. В. Маяковский, Д. С. Моор.

Сначала плакаты «Окна РОСТА» создавались в виде увеличенных страниц сатирического журнала и состояли из нескольких самостоятельных произведений разного жанра. Существенную роль в создании плакатов сыграл Владимир Маяковский, который взял на себя всю литературную часть. Кроме этого, он работал и в качестве художника. Маяковский создал новый тип «Окон РОСТА», в которых композиция и тема подчинялись одной конкретно агитационной задаче. В новых «окнах сатиры» текст и иллюстрации дополняли друг друга.

Плакаты состояли из 2-4-6 кадров и были выполнены в «телеграфном стиле», которому присущи четкость, сжатость, лаконичность выразительных средств. Выразительные средства главным образом основывались на выразительности образов и яркой, броской раскраске два или три цвета. Активно использовалась символика, традиции русского лубка, а также новаторских идей и методов российского авангардизма.

Рисунок 2. Окна РОСТА. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Созданные плакаты отправлялись во все местные отделения РОСТА. «Окна РОСТА» выходили во многих крупных городах. Маяковский говорил, что это было «обслуживание горстью художников, вручную, стопятидесятимиллионного народища».

Задачей агитационных плакатов было воодушевление людей революционными идеями, задача плакатов заключалась в том, чтобы показывать народу картины светлого будущего, призывать к борьбе за мировую революцию и интернациональную солидарность всех трудящихся, призыв позорить и клеймить врага, а также провозглашать диктатуру пролетариата:

  • «Пахали сохой – запашем трактором!»
  • «Да здравствует электрификация!»
  • «Вот Советской России враги. С каждым боритесь, пока не погиб»
  • «Чтоб с голодом справиться и с разрухой-дурой, введена совнаркомом премия натурой»
  • «Что делала работница и что работнице надо делать» и т.д.

В плакатах поднимались самые волнующие вопросы современности – развитие народного хозяйства, борьба с голодом и т.д. в годы Великой Отечественной войны традиции «Окон РОСТА» продолжили «Окна ТАСС».

Агитационные плакаты «Окна РОСТА» сыграли большую роль в формировании советского изобразительного искусства.

Деятельность В. В. Маяковского в «Окнах РОСТА»

Владимир Маяковский, молодой талантливый поэт, пришел в поэзию как дин из членов футуристов. Футуристы запомнились в поэзии своим шумным, скандальным появлением. Поэты – футуристы удивляли, эпатировали читателя необычностью названий своих сборников (например, «Взял», «Пощечина общественному вкусу» и другие), максимализмом провозглашаемых ими литературных манифестов, разрисованными лицами, «желтыми кофтами фата», а также нарочитой скандальностью и шумом выступлений.

Читайте также:  2 окна через 2 пользователя

Исключением не был и Владимир Владимирович Маяковский, который также удивлял публику броскими стихами, желтой кофтой и эстрадными сарказмами. У Владимира Маяковского, как и у других поэтов-футуристов, было чрезвычайно повышенное чувство личности, под влиянием которого он написал трагедию «Владимир Маяковский». Это чувство личности продиктовало ему и лирическое стихотворение «Себе, любимому, посвящает эти строки автор». В этих произведениях было ярко выделено и подчеркнуто авторское «я» поэта:

Рисунок 3. Окна РОСТА. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Однако под воздействием революционных событий эпохи тональность произведений Маяковского претерпела изменения. У него проявилась острая потребность говорить новым, но понятным языком. Владимир Маяковский настойчиво ищет для себя новые формы деятельности, в которых мог бы проявить свой талант, новые жанры и не избитые темы новой, революционной действительности. При этом поэт не теряет своих предреволюционных достижений. Такой новой формой участия в революционной борьбе для Маяковского становится работа над агитационными плакатами «Окна РОСТА». Причем эта работа становится еще и своеобразной лабораторией, в которой Маяковский, как он сам выражался, освобождал стихи «от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия».

Маяковский называл себя неутомимым «чернорабочим революции» и без тени сомнения широко раздвигал границы своих поэтических возможностей. Маяковский шел к простоте своего поэтического образа и к простоте стиха, чувствовал пульс того времени и устремлял всю свою поэтическую энергию в будущее.

В работу над «Окнами РОСТА» Владимир Маяковский уходит с головой, сразу же берет всю литературную часть на себя, при этом еще успевает интенсивно работать над иллюстрациями. В скором времени Маяковский становится душой всего процесса, связанного с созданием «окон сатиры». Дело расширялось и крепло с каждым днем. Маяковский, во время подготовки текстов, определял тематику плакатов, намечал их объем и содержание. Большой литературный опыт поэта, политический авторитет и личное обаяние способствовали тому, что Маяковский стал негласным руководителем всего процесса по выпуску агитационных плакатов.

Источник

Маяковский пишет окна роста

«проводником линии партии в печати», грубо говоря, передаточным звеном большевистской пропаганды. Декреты ВЦИК, новости под толстым слоем идеологической глазури, промаринованные коммунистическими идеями «журпартработники» и даже должностные инструкции – всё потоком хлынуло из трубы РОСТА на союзные и местные газеты и журналы (чтобы представить реальное положение вещей, см. картинку).

Кроме того, РОСТА само вело издательскую деятельность – «составляло контент» журналов «Красный журналист», «Красная звезда» и газеты «АгитРОСТА», а также стенные газеты, еженедельники, принимало участие в агитпоездах ВЦИК, выделяло крупицы правдивой информации и тонны пропаганды западным агентствам Гавас, Рейтер, Венскому официальному информационному агентству.
Позже РОСТА отдало свою инфраструктуру возникшему ТАСС и стало отделом оного в РСФСР, а в 1935 году благополучно кануло в лету постановлением Правительства СССР.

Революционные события сильно повлияли на лирику Владимира Маяковского. В поисках новых форм, жанров и тем, поэт наконец находит то, что искал: работа в РОСТА — его форма участия в революционной борьбе. Маяковский приступил к работе над «окнами» в 1919 году. О начале деятельности в РОСТА Маяковский пишет в статье «Прошу слова»:
«Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву Ростой, который свел меня с М. М. Черемных, одним из лучших работников этого дела. Второе окно мы делали вместе. ». То есть воссоединение РОСТА и поэта произошло не позднее пяти недель со времени создания первого «окна».

«Это — не только стихи.
Эти иллюстрации — не для графических украшений.
Это — протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов».

Принято считать, что Маяковский нарисовал около 500 плакатов (или 3600—4000 отдельных плакатов-рисунков). Такой «плодовитости» можно только позавидовать.

Художники РОСТА работали в тесном контакте, поэтому со времен выработался свой, «ростовский» стиль, вбирающий в себя приёмы сразу всех авторов. Стиль самого Маяковского в том числе являлся некоторой разновидностью общего.

Сама атмосфера мастерской «РОСТА» была пропитана энтузиазмом. Маяковский пишет: «Вспоминаю — отдыхов не было. Работали в огромной нетопленой, сводящей морозом (впоследствии — выедающая глаза дымом буржуйка) мастерской РОСТА. Придя домой, рисовал опять… С течением времени мы до того изощрили руку, что могли рисовать сложный рабочий силуэт от пятки с закрытыми глазами, и линия, обрисовав, сливалась с линией». До автоматизма доходил уровень создания «окон». Ирония, едкий сарказм, героический пафос; строки и интонации призывают, воспитывают, разъясняют и убеждают. И рабочий, и крестьянин, посмотрев «окно» буквально впитывает его содержание, после чего действует по замыслу агитаторов. Поэтическое слово наконец стало действенным, весомым, имеющим результат. «График был таким напряжённым, что Маяковскому приходилось работать

Источник

Aгитационное искусство » Окна РОСТА

Окна РОСТА, точнее — «Окна сатиры РОСТА» — плакаты, создававшиеся в 1919—1921 годах советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» — самобытный вид агитационно-массового искусства, возникший в период Гражданской войны и военной интервенции 1918—20.

Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики, освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета до 150 и более экземпляров, затем выставлялись в витринах в Москве и др. городах. В «Окна РОСТА» широко использовались традиции лубка и раёшника и т.д. Рисунки «Окна РОСТА» (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчёркнутой простотой и лаконизмом изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в 2—3 цвета).

Первое «Окна РОСТА» исполнил в октябре 1919 М.М.Черемных. Затем к нему присоединились В.В.Маяковский, создававший яркие, меткие рисунки и подписи, а также И. А. Малютин, Д.С.Моор и др. Подобные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Баку, Саратове и др. городах.

«Окна РОСТА» сыграли значительную роль в становлении советского изобразительного искусства.

Читайте также:  Овуляция на какой день она происходит

Молодой Владимир Маяковский пришел в поэзию под знаменем футуристов. Футуристы вошли в поэзию шумно, с рассчитанной скандальностью. Они эпатировали читателя и слушателя максимализмом своих литературных манифестов, необычностью названий своих программных сборников («Пощечина общественному вкусу», «Взял» и т. д.) и «желтыми кофтами фата», и разрисованными лицами, и нарочитой скандальностью публичных выступлений.

Владимир Маяковский, как и другие его товарищи по группе, также эпатировал публику и желтой кофтой, и эстрадными сарказмами, и броскими стихами.

Как и у других его сотоварищей по группе, у Маяковского тех лет было повышенное чувство личности, продиктовавшее ему и трагедию «Владимир Маяковский», и такие лирические стихи, как «Себе, любимому, посвящает эти строки автор». В его стихах было выделено и подчеркнуто авторское «я»:

Под влиянием событий революционных лет изменилась тональность стихов Маяковского. Появилась острая потребность говорить со вчера еще «безъязыкой улицей» новым, но обязательно понятным ей языком. Не теряя поэтических достижений предреволюционных лет, Маяковский настойчиво ищет новые формы, новые жанры, новые темы в революционной действительности. Для него работа над агитплакатами РОСТА становится не только его формой участия в революционной борьбе, но и лабораторией, в которой он, по собственному выражению, освобождал стих «от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия».

Как неутомимый «чернорабочий революции», Маяковский широко раздвигал рамки своих поэтических возможностей, шел к простоте своего стиха, своего поэтического образа. Как никто другой из поэтов, его современников, он чувствовал пульс своего времени, энергию устремленности в будущее:

Многие, поверхностно знакомые со стихами Маяковского, отпугнуты от них непривычной «лесенкой» построения, обостренной, иногда гиперболической образностью, преобладанием ораторской, трибунной интонации. Тем не менее, больше читая его, начинаешь понимать такую особенность стиха, как органическое слияние трубного баса поэта-трибуна с доверительностью «тихих» интонаций лирика.

Величественный итог жизни Владимира Маяковского, трагически оборвавшийся на своем высоком излете, — производное от большого и сложного пути поэта, его жизненной и литературной биографии, его открытий, его неутомимого новаторского поиска, вечной «езды в незнаемое», и постоянного ощущения себя «заводом, вырабатывающим счастье».

Источник

«Окна сатиры РОСТА». История создания и выпуска плакатов ТАСС

1 сентября информационному агентству ТАСС исполняется 115 лет. Рассказываем об «Окнах сатиры РОСТА» («Окнах РОСТА») — агитационных плакатов, которые в 1919-1921 годах создавали художники и поэты, сотрудничавшие с Российским телеграфным агентством (образовано 7 сентября 1918 года; с 10 июля 1925 года – Телеграфное агентство Советского Союза, ТАСС).

Начало выпуска «Окон РОСТА»

«Окна сатиры РОСТА» («Окна РОСТА») — агитационные плакаты, которые в 1919-1921 годах создавали художники и поэты, сотрудничавшие с Российским телеграфным агентством (образовано 7 сентября 1918 года).

«Окна РОСТА» представляли собой новый вид журналистской и пропагандистской деятельности. Они возникли и получили распространение в условиях гражданской войны, когда полиграфическая промышленность испытывала значительные сложности. Бюллетени большого формата выполнялись от руки сотрудниками Российского телеграфного агентства и выставлялись в пустующих витринах магазинов.

Первое «Окно сатиры РОСТА» не сохранилось, однако известно, что оно было посвящено наступлению на Москву войск главнокомандующего Вооруженными силами Юга России Антона Деникина и поражению коммунистов в Венгрии. Оно содержало карикатуры, сатирические стихи и фельетоны. Плакат был подготовлен художником Михаилом Черемных (1890-1962) и поэтом Николаем Ивановым-Граменом (1885-1961). После одобрения ответственным руководителем РОСТА Платоном Керженцевым (1881-1940) в конце сентября 1919 года он был размещен в витрине бывшего магазина «Фабрично-торгового товарищества А. И. Абрикосова сыновей» на углу Тверской улицы и Чернышёвского переулка.

Изначально «Окна РОСТА» рисовались в одном экземпляре и выходили с еженедельными интервалами, однако впоследствии периодичность их выпуска была увеличена.

В октябре 1919 года основными авторами, работавшими над «Окнами сатиры», были Михаил Черемных, поэт Владимир Маяковский (1893-1930) и художник Иван Малютин (1891-1932). Участие в выпуске плакатов также принимали художники Антон Лавинский, Дмитрий Моор, Василий Хвостенко и др.

К декабрю 1919 года в Москве имелось девять витрин с постоянно обновлявшимися «Окнами РОСТА» — в зданиях на Кузнецком Мосту, Сретенке и др.

Распространение

В начале 1920 года был разработан способ тиражирования «Окон сатиры» при помощи картонных трафаретов, благодаря чему за два — три дня удавалось подготовить до 300 экземпляров. Первые копии незамедлительно выставлялись в витринах, а также на вокзальных агитпунктах и других оживленных местах. «Окна РОСТА» были значительно оперативнее еженедельных общественно-политических журналов, а также дополняли материалы ежедневных газет.

В феврале — марте 1920 года была введена общая нумерация всех «Окон РОСТА». Весной того же года около 300 экземпляров московских плакатов начали рассылать в 47 местных отделений Российского телеграфного агентства. Наряду с этим, самостоятельный выпуск плакатов наладил ряд филиалов: Одесский (ЮгРОСТА), Омский (СибРОСТА) и др. В Петроградском отделении РОСТА (ПетроРОСТА) в апреле — мае 1920 года был создан специальный плакатный отдел. Его возглавил художник Владимир Козлинский, помощниками которого стали Владимир Лебедев и Лев Бродаты. Они начали выпуск петроградских «Окон РОСТА». Тексты к ним писали сатирики Владимир Воинов и Александр Флит. Петроградские «Окна РОСТА» выставлялись в витринах пустующих магазинов, демонстрировались на заводах и фабриках, в рабочих клубах и воинских частях. К началу 1921 года «Окна сатиры» выходили в более чем 50 городах.

Содержание

«Окна РОСТА» не только решали задачи оперативной политической агитации в поддержку власти партии большевиков, но также сообщали о событиях в стране и мире, утверждали необходимость восстановления народного хозяйства и борьбы с голодом, распространения всеобщей грамотности и новой социалистической культуры.

Графическое оформление «Окон РОСТА» сочетало символику русского лубка и новаторские методы художественного авангардизма. Отличительными чертами плакатов были взаимодополняемость стихотворного текста и рисунков, выразительность силуэтов, использование двух-трех цветов. Первоначально рисунки содержали несколько многотемных «кадров», а тексты нередко имели частушечную или раёшную (с парной рифмовкой) первооснову. Под влиянием Владимира Маяковского постепенно был осуществлен переход к выпуску однотемных плакатов с равновеликими словесно-изобразительными «кадрами-сценками». Текстовая составляющая становилась более лаконичной, «телеграфной». Это позволяло более эффективно решать функционально-агитационные задачи «Окон РОСТА».

Общее количество выпущенных «Окон РОСТА» оценивают в 2 тыс. плакатов.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов агитационные традиции «Окон РОСТА» продолжили «Окна ТАСС».

Источник

Adblock
detector