Домонгольские храмы Руси Дмитриевский собор во Владимире
Домонгольские храмы Руси Дмитриевский собор во Владимире

Домонгольские храмы Руси Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор Владимира — белокаменное зодчество и музей

Дмитриевский собор — белокаменный памятник Владимира, внесенный в список Всемирного наследия Юнеско. В настоящее время внутри памятника XII века действует небольшой музей. Снаружи церковь выглядит интересно и необычно, благодаря каменной резьбе, которая украшает фасады. О том, стоит ли заходить внутрь я расскажу в своем отзыве.

Каждый турист, побывавший в славном городе Владимире не прошел мимо прекрасного Дмитриевского собора, расположенного в самом сердце города. Можно долго стоять и разглядывать белокаменную резьбу, украшающую собор. Экскурсоводу обычно говорят, что внутри смотреть нечего, кроме голых стен. Однако, они ошибаются, пытаясь сократить время экскурсии по городу. Внутри храма находятся небольшие фрагменты росписей XII века, которых в России осталось совсем мало, реликвариум Дмитрия Солунского, подлинный крест собора и много чего еще интересного.

Резьба Дмитриевского Собора

Начнем, пожалуй, с истории. Дмитриевский собор был построен в 1190 годах в качестве дворцового храма владимирского князя Всеволода Большое гнездо. Внешне здание поражает красотой своих линий и изяществом белокаменной резьбы, где зашифрованы послания из библии. Но к резьбе мы вернемся чуть позже. Собор был построен из белого камня-известняка местными умельцами. Внешне не скажешь, но раньше (до второй половины XIX века) собор выглядел несколько иначе. Его окружали одноярусные галереи, которые соединяли Собор с княжеским дворцом (ныне не сохранился). С начала своей истории храм пережил многочисленные пожары в 1536, 1719 и 1760 годах. Однако, наибольший урон нанес храму визит Николая I в 1834 во Владимир, когда он приказал привести храм в «первобытный вид» и снести древнейшие галереи и башни (их датировали XVI веком). После разбора башен резные камни использовали для заделки утрат на фасадах собора.

Как выглядел Дмитриевский собор

При ремонте здания в 1840-1847 годах были обнаружены древние фрески под хорами. Собор расписали заново, сохранив фрагменты старинной росписи. После 1917 года Дмитриевский собор уже числился как памятник древнерусского искусства. В 1919 году собор был передан Владимирскому Музею. На протяжении всего XX велись работы по реконструкции и сохранению памятника.

Касса музея находится непосредственно в самом храме. Купив билеты, мы отправились на осмотр небольшой экспозиции, установленной по периметру. Самым главным экспонатом выставки является, конечно же, здание самого собора. Гостей встречает аудио-программа, вещающая на весь объем музея об истории и значении этого Собора.

Купол Дмитриевского собора

В Соборе хранятся реликвии — икона Святого Дмитрия Солунского и ковчег с мощами, привезенные в собор в 1197 году. Затем они попали в Москву, для того чтобы вновь вернуться на свое место (в копиях). Несложно догадаться, что Князь Всеволод большое гнездо посвятил Княжеский собор Дмитрию Солунскому, который погиб в 306 году. Корни этого поступка как всегда уходят в детство. Когда Вселоводу было 8 лет он вместе с матерью и братьями был изгнан старшим братом Андреем Боголюбским. Поехало семейство в Константинополь, ведь мать Всеволода была Византийской принцессой. При дворе императора Мануила Комнина святой Дмитрий почитался в качестве покровителя императорской семьи. Всеволод пробыл в изгнании более 7 лет. По возвращению он занял прочное положение на Владимирском столе, восстановил Успенский собор после пожара и построил Дмитриевский собор. Также надо отметить, что Всеволода Большое гнездо крестили под именем «Дмитрий».

Икона Св. Дмитрия Солунского

В центре собора, где обычно стоит иконостас, расположен подлинный крест, в высоту достигающий 4-х метров. Крест был снят с главы собора в 2002 году и заменен новым.

Четырехметровый крест Дмитриевского собора

Подняв голову, можно увидеть те самые фрагменты росписей XII века. Надо отметить, что росписи вновь предстали перед зрителями, они были закрыты 30 лет. Это, конечно, не Собор Мирожского монастыря Пскова, где сохранилась гораздо большая площадь фресок этого времени, но и эти фрески конечно же достойны внимания. Росписи эти были найдены в 1843 году и входят в композицию «Страшный суд». Фрески Дмитриевского собора — вариант классического византийского стиля XII века. Есть предположение, что живописцы прибыли во Владимир из города Фесалоники, откуда родом священные реликвии Дмитрия Солунского.
Где искать росписи:
Центральный свод под хорами — фигуры 12 апостолов-судей и ангелы за ними.
Малый свод под хорами — Сцены рая: трубящие ангелы, апостол Петр; богоматерь на престоле, «Лоно Авраамово».

Источник

Домонгольские храмы Руси: Дмитриевский собор во Владимире

На Владимирской земле немало древних храмов, поражающих путешественника своей красотой и, одновременно, лаконичностью. И сегодня мой рассказ будет об одном из них — Дмитриевском соборе во Владимире.

Дмитриевский собор, Владимир

История строительства Дмитриевского собора

Дмитриевский собор, в том виде, как мы его видим сегодня — результат «реставрации» 1837-1839 годов и последующих работ, призванных хоть отчасти исправить то, что было разрушено николаевскими «знатоками русского стиля». Первоначально собор на уровне первого яруса с трех сторон был окружен галереями, а со стороны западного фасада по углам стояли две лестничные башни.

Читайте также:  Особенности применения теплоизолятора

Когда точно был построен Дмитриевский собор, неизвестно. Историки полагают, что это было между 1194 и 1197 годами. Заказчиком выступал князь Всеволод Большое Гнездо (1154-1212), который на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя мученика Дмитрия Солунского — своего небесного покровителя. Строили собор преимущественно русские мастера, хотя к работам также были привлечены и выходцы с Балканского полуострова. В качестве строительного материала использовался белый камень — известняк, ставший «визитной карточкой» Владимиро-Суздальского княжества.

♦ О том, почему во Владимиро-Суздальской Руси применялся белый камень — известняк, читайте в статье «Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси».

В 1197 году в Дмитриевский собор из базилики святого Дмитрия в Солуни (совр. Фессалоники) были привезены реликвии — «доска гробная» (большая икона) с изображением святого в полный рост и серебряный чеканный ковчежец, в котором находилась «сорочка» (частица одежды, пропитанная кровью мученика).

В 1237 году собор был разграблен и поврежден татарами, затем горел в 1536, 1719, 1760-е годы. До начала XVI века Дмитриевский собор числился великокняжеским, но затем потерял этот статус. В XVI-XVII веках он «подновлялся», в результате чего были частично утрачены древние декоративные и конструктивные элементы. Если реставрация 1837-1839 годов исказила внешний облик собора, то работы 1840—1847 годов внутри здания уничтожили древние фрески и не не только: был опущен пол, устроен новый иконостас.

После революции собор был закрыт и передан Владимирскому музею. В 1918 году Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря под хорами обнаружила фресковые росписи XII века со сценами «Страшного суда». В 1937 году начались реставрационные работы, которые были продолжены и в годы Великой отечественной войны. Одной из основных задач для реставраторов была проблема сохранности белого камня. В ходе работ 1999—2004 годов белый камень был покрыт защитной пластической смесью, устроены водосточные трубы, заменен крест на куполе и создан специальный микроклимат внутри собора, позволяющий сохранить этот выдающийся памятник.

В настоящее время Дмитриевский собор во Владимире включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, внутри располагается музей.

Дмитриевский собор, Владимир

Дмитриевский собор, западный фасад

Внешний облик Дмитриевского собора

Дмитриевский собор отличает ясность композиции. По своему типу он близок храму Покрова на Нерли. Представляет собой классический крестово-купольный трехапсидный храм, одноглавый и четырехстолпный. Будучи центром великокняжеского дворца, он воплощал собой идею могущества великокняжеской власти.

Дмитриевский собор

Дмитриевский собор, южный фасад

Собор построен из белого камня — известняка. Фасады четко делятся на три яруса. Нижний лишен убранства, так как в прошлом был закрыт галереями. Аркатурно-колончатый пояс второго яруса богато орнаментирован. Он как бы отделяет «земную», нижнюю часть храма от верхней, «небесной», материальное и духовное. Верхний пояс и цилиндрический барабан богато украшены резьбой. Резьбой также украшен и барабан, который венчает шлемовидный золотой купол. Неслучайно собор называли «каменной поэмой», «драгоценным ларцом».

Дмитриевский собор, Владимир

Дмитриевский собор, деталь западного фасада

566 резных камней украшают стены собора. Их можно рассматривать бесконечно: фантастические растения и животные, люди. Не все из них дошли до нашего времени в своем подлинном виде — многие рельефы были восстановлены в XIX веке или собраны из разобранных башен. Знаток искусства углядит здесь немало иноземных мотивов — распространенных некогда на Балканах, Византии, Западной Европе.

Южный фасад украшен композицией «Вознесение Александра Македонского на небо», сюжета, чрезвычайно популярного в Средние века в христианском мире. Северный фасад украшает рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Западная стена иллюстрирует подвиги Геракла. В декоре всех трех фасадов храма присутствует фигура царя Давида, который, по мнению ряда исследователей, предвосхищает образ Христа. По мнению других исследователей, это царь Соломон.

Когда рассматриваешь резные скульптуры, то не всегда можешь найти аналогии из реального мира. Скорее, это фантастический горний мир, населенный неведомыми существами. В то же время встречаются и вполне узнаваемые земные персонажи.

Весь собор пронизан символизмом. Так, например, птицы символизируют семью, львы — государство, львиные маски по верху барабана символизируют княжескую принадлежность собора.

Дмитриевский собор, Владимир

Дмитриевский собор, деталь западного фасада

Дмитриевский собор, Владимир

Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

Дмитриевский собор, деталь

Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

Внутреннее убранство Дмитриевского собора

Внутри собора сейчас функционирует музей. Благодаря этому обеспечиваются идеальные температура и влажность, чтобы сохранить уникальный белый камень. Кроме того, отсутствие традиционных элементов внутреннего убранства позволяют увидеть всю величественную структуру храма.

Читайте также:  Шаблоны для стен размер

Дмитриевский собор, Владимир

Своды и барабан Дмитриевского собора

Капители внутренних столпов украшают львы.

Львы, Дмитриевский собор

Уникальными являются сохранившиеся фрагменты фрески «Страшного суда» XII века под хорами в западной части храма. На ней изображены сидящие на тронах апостолы, за спинами которых стоят ангелы. Возможно, автором был греческий мастер. Некоторые исследователи считают, что авторов было два: греческого и русского происхождения.

В алтаре Дмитриевского собора сейчас находится старый крест. Полумесяц под крестом часто трактуют как древний символ священства власти.

Старый крест в алтаре Дмитриевского собора

Старый крест в алтаре Дмитриевского собора

Старый крест в алтаре Дмитриевского собора

Старый крест в алтаре Дмитриевского собора

Убранство Дмитриевского собора

Убранство Дмитриевского собора

Дмитревский собор

Дмитревский собор изнутри

Деталь ворот Дмитриевского собора

Деталь ворот Дмитриевского собора

Напоминание молодоженам, Дмитриевский собор

Адрес и режим работы

Адрес: Владимирская область, город Владимир, ул.Большая Московская, 60. Телефон: (4922) 32-42-63.

Режим работы: ежедневно, с апреля по октябрь с 10.00 до 17.00, с ноября по март с 10.00 до 16.00, кроме вторника и последней среды месяца.

Источник



«Поэма в камне»: Дмитриевский собор во Владимире, затмивший все храмы, построенные до него

Дмитриевский собор во Владимире — сказочная поэма в камне
Из-за обилия узоров белокаменной резьбы, покрывающей фасад этого собора, его называют « драгоценным ларцом», « каменным ковром», « каменной поэмой». Своим богатым резным убранством он затмевает, пожалуй, все храмы, построенные до него на Руси.

История возведения собора

Владимиро-Суздальское княжество в пору правления князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо достигло зенита своей славы. « Суздальская область, еще в начале XII века — захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью» (В.О. Ключевский). И олицетворением этой славы должен был стать Дмитриевский собор.

Князь, получивший при крещении христианское имя Дмитрий, решил построить новый храм в честь своего покровителя, святого Дмитрия Солунского. Строительство Дмитриевского собора пришлось на промежуток между 1194-1197 гг. Возводился храм руками лучших русских мастеров, в качестве строительного материала для стен использовали белый известняк.

Из далёкого византийского города Фессалоники привезли для возведенного храма редчайшие святыни: » доску гробную» — икону с изображением Димитрия Солунского, и серебряный чеканный ковчег с » сорочкой» – кусочком одежды мученика со следами его крови.

Икона св. Дмитрия Солунского

Перед Куликовской битвой эти святыни увезли в Успенский собор Московского Кремля, где они поныне и хранятся, во владимирском же соборе сейчас остались лишь копии.

В 1237 году храм был разграблен татаро-монголами, после этого он пережил еще несколько грабежей и пожаров. Но самый большой ущерб был нанесен ему в 1837—1839 годах, когда Николай I, посетив собор и увидев, в каком состоянии он находится, распорядился срочно его реставрировать. Но « знатоки русского стиля», взявшиеся за эту работу, вместо восстановления изуродовали храм, и он начал разрушаться.

С 1919 года храм передали в ведение владимирского музея. Его известняковые стены стремительно разрушались, однако долгое время ничего по спасению храма не предпринимали, реконструкцию смогли провести лишь в 1941 году, перед самой войной.

К очередному этапу работ по сохранению каменных стен собора приступили лишь после 1974 года. А окончательную реставрацию, в результате которой храму удалось в значительной степени вернуть утраченный первоначальный облик, завершили уже в 2000-х годах. Каменные стены покрыли защитной смесью, сделали водоотливы и создали необходимый микроклимат внутри собора. Сейчас Дмитриевский собор включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Вот он, Дмитриевский собор, во всей своей красе!

Источник

Фрагмент белокаменной стены дмитриевского собора

Ведические или языческие символы на стенах Дмитриевского собора города Владимира

Одной из культовых спекуляций на тему язычества в родном городе автора Владимире являются узоры Дмитриевского собора, построенного при князе Всеволоде. Православный храм, и неожиданно массу изображений животных, деревьев и прочего. Откуда они?? Разные исследователи видели связь отдельных сюжетов с византийским, романским и даже сасанидском стилем. И не только, наш земляк, краевед, историк и археолог Василий Иванович Доброхотов видел в них иероглифы Индии и Египта ! Разумеется, неоязычники увидели какие-то символы славянского язычества. Но правы ли они? Посмотрим и разберём все эти моменты, ссылаясь на грандиозную работу кандидата искусствоведческих наук Магдалины Сергеевны Гладкой, которая и выполнила впервые каталогизацию и фотофиксацию всех 1504 рельефных изображений рельефов.

Начнём с самого популярного ютуб- видео «Ведические символы на Дмитровском Соборе во Владимире», гуляющего в сети интернет. Это отрывок старого кино «Тайны Велесовой книги».
Процитируем некоторые перлы:
«А вот изображение Даждьбога, о чём свидетельствуют буквы Да и Бь»

Хотя бы даже посмотрев на форму клюва. Как его представители «природной веры» спутали голубя с уткой!? Для меня лично это загадка. Возможно, создатели фильма никогда не видели уток, голубей, и даже самого Дмитровского собора

Читайте также:  Как сделать самодельный маяк из штукатурного раствора

Цитируемые книги:
Гладкая М.С. Рельефы Дмитриевского собора во Владимире: Вопросы иконографической программы. Владимир, 2005. (Дмитриевский собор. Материалы и исследования. Вып. 5).
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси М.: Издательство ‘Наука’, 1987 г.
Прозоров Л.Р. Язычники крещёной Руси (Повести чёрных лет).— М.: Эксмо-Яуза, 2006

[1] Встречается в частности на печатях (Мазар А. Археология библейской земли. Иерусалим, 1996. Т1. с.122;Т. 2. С. 190), мотивы декора (там же,Т1.с.125)
[2] Ряд исследователей аргументировано показывают, что турий рог ритон из Чёрной могилы, как раз ближе к хазарскому стилю, ибо подобный мотив лучников встречается часто у тюрок, а вот идентифицировать его с поздней былиной как у Бориса Александровича Рыбакова куда сложней.Cмотри например: Главу «Всадник на грифоне»Флерова В.Е. Образы и сюжеты мифологии Хазарии. Москва — Иерусалим, 2001. 160 с.;Петрухин В. Я. Русь в IX–X веках: От призвания варягов до выбора веры. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Форум; Неолит, 2014. – 464 с.
[4]Автор, в частности ссылался на комментарии .М. Толстая и В.Я. Петрухин к книге Мансикка В.Й. — Религия восточных славян, ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, 2005, с. 52. Также смотри Лев Клейн Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. — СПб.: Евразия, 2004. с и ряд других
*Дата обращения по ссылкам- 08 ноября 2019 года. Гиперссылки есть в тексте на статья ,достаточно кликнуть!
**Внимание, в связи со странными постановлениями уведомляю — фотографии сделаны давно,а часть из открытого доступа сети Интерне. Кстати, на них можно кликать и смотреть в большем увеличении.
Подготовлено к храмовому празднику- дню памяти святого великомученика Димитрия Солунского
Tags: Владимирская земля, история, недоязычество

Источник

Белокаменное зодчество. Владимир. Дмитриевский собор.

Дорога от Александрова до Владимира очень живописна: неоглядная даль, а справа и слева то ромашковые то люпиновые поля, реки, озера, овраги, — от красоты дух захватывает.

И вот уже показались Золотые ворота.

Владимир — один из древнейших русских городов, долгое время бывший столицей Русского государства. Основал город русский князь Владимир Мономах в 1108 г. в один из своих приездов из Киева, как крепость на высоком берегу реки Клязьмы. При строительстве была повторена топонимика Киева: во Владимире есть и река Лыбедь, и Золотые ворота. Золотыми воротами начиналась главная улица Владимира, а заканчивалась Серебряными, но они не сохранились. Арочный свод ворот, а высота его 14 метров, в древности был расписан фресками, словно храм.
С правой стороны Золотых ворот находится сохранившийся участок городских валов XII в. — Козлов вал. Перед воротами и Козловым валом стоит Троицкая старообрядческая церковь из красного кирпича постройки 1916 г. (архитектор Жаров) в псевдорусском стиле.

Припарковав машину у подножия вала, мы пошли к смотровой площадке «Старый Владимир» ознакомиться с экспозицией и сделать несколько снимков города с высоты.

Значение Владимира возрастает в годы княжения Юрия Долгорукого. Владимирские князья, единственные носившие титул «великих», накануне татаро-монгольского нашествия были сильнейшими русскими князьями. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский отдал Киев во власть младшего брата Глеба, а сам остался во Владимире великим князем. Наивысший расцвет княжества приходится на время правления князя Всеволода, поучившего прозвище Большое Гнездо из-за размера своей семьи. Автор «Слова о полку Игореве» говорил, что войска этого князя могут веслами расплескать Волгу, а шлемами вычерпать весь Дон». В феврале 1238 г. войска Батыя подошли к стенам Владимира. Его князь Юрий Всеволодович, в надежде собрать подкрепление, ушел из города и был убит на реке Сити. В битве за Владимир «кровь лилась, как вода». Несмотря на отчаянное сопротивление жителей, татары взяли Владимир. В 1252 г. ярлык на великое Владимирское княжение получил Александр Невский, проживший в городе 11 лет. В XVI в. Владимир утратил былое величие и вошел в состав Московского государства. В XVIII-XIX вв. Владимир — губернский город, достаточно провинциальный по образу жизни и архитектуре.
Южная часть города укреплена самой природой: высота городских холмов — 40 м, и они круто обрываются к реке Клязьме. С севера город имел овраги, заполненные водой.

Во Владимире находятся два самых известных и значительных собора древней Руси: Дмитриевский и Успенский и множество других памятников архитектуры. Неотъемлемой частью Владимиро-Суздальского храма являлось резное убранство. На стенах Дмитровского собора (1194-1197гг.) более 1000 резных изображений.

Дмитриевский собор — бывший дворцовый храм Всеволода III, одноглавый, с фасадами, богато украшенными рельефами.

Источник

Adblock
detector